Министры иностранных дел Германии и Франции побывали в Киеве

Конфликт на востоке Украины остаётся в центре внимания

Конфликт на востоке Украины остаётся в центре внимания европейских политиков. Представители Европейского Союза и украинской власти обменялись видением перспектив урегулирования
на Донбассе не только за столом переговоров, но и в формате официальных монологов.

Несладкие парочки

Точкой отсчета на новом этапе информационного противоборства на Донбассе можно назвать заявление лидеров самопровозглашенных республик ДНР и ЛНР Александра Захарченко и Игоря Плотницкого, пообещавших соблюдение режима тишины с 15 сентября 2016 года. Напомню, что украинская делегация во время заседания Трехсторонней контактной группы в Минске в конце августа предложила обеспечить прекращение огня с начала осени, в привязке ко Дню знаний, и эта инициатива нашла поддержку с обеих сторон: интенсивность обстрелов тогда заметно сократилась.

Этим обстоятельством решили воспользоваться министры иностранных дел Германии и Франции, на минувшей неделе побывавшие в Киеве, Краматорске и Славянске. Франк-Вальтер Штайнмайер и Жан-Марк Эро предпринимают титанические усилия для возобновления переговоров в "нормандском формате" и на нынешнем этапе решили сильнее надавить на Киев как на более слабую сторону конфликта. Собственно говоря, давить на Россию у Запада не получается, а сепаратистские республики не являются субъектами международного права. Министр иностранных дел Германии, в этом году председательствующей в ОБСЕ, подчеркнул, что качество обеспечения безопасности на Донбассе является неудовлетворительным, а его французский коллега призвал украинскую сторону использовать затишье на востоке страны для принятия политических решений по предоставлению Донбассу особого статуса, внесению изменений в Конституцию и амнистии сепаратистам.

В стремлении европейских политиков запараллелить процесс реализации Минских договоренностей в политической и военной сферах нет ничего удивительного. Для Берлина и Парижа продолжающийся конфликт на Донбассе — серьезный внешнеполитический вызов континентального масштаба. Неспособность повлиять на процесс поиска компромисса выставляет руководство Германии и Франции не в лучшем свете. Ситуация усугубляется приближающимися президентскими выборами во Франции (апрель 2017-го) и запланированной на август-сентябрь следующего года парламентской кампанией в Германии. Рейтинговые показатели действующего французского президента Франсуа Олланда выглядят удручающе, сильно пошатнулись и позиции канцлера Германии Ангелы Меркель. Поэтому не стоит забывать, что европейские дипломаты отстаивали на украинской земле не наши, а свои собственные интересы.

Штайнмайер и Эро не только провели переговоры в Киеве, но и побывали на Донбассе. Этот первый визит высокопоставленных представителей Германии и Франции был полезен для лучшего понимания происходящего на востоке Украины. Выполнять свою часть Минских договоренностей Петра Порошенко призвала и Ангела Меркель, обсудившая с ним в телефонном разговоре динамику урегулирования конфликта.

Несговорчивый Кремль

Заведомую отстраненность в деле разрешения конфликта на Донбассе демонстрирует Россия. Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков заявил, что РФ не является участницей конфликта на Донбассе, поэтому не может гарантировать недельное прекращение огня, как об этом заявил в Киеве Франк-Вальтер Штайнмайер. Российский президент выступает только в качестве посредника в переговорах между украинскими властями и сепаратистами, а никак не в роли участника этого противостояния.

Курс Кремля на непризнание причастности к конфликту на Донбассе остается неизменным. Вопросы об источниках появления у сепаратистов бронетехники, боеприпасов и запасов горюче-смазочных материалов остаются без комментариев. При этом Россия не упускает случая продемонстрировать свою военную мощь в непосредственной близости от украинских границ, в частности, в рамках учений "Кавказ-2016", предусматривающих масштабные передвижения подразделений Южного военного округа.

Проведение 18 сентября выборов в Государственную думу на территории аннексированного Крыма также не улучшило атмосферу российско-украинских отношений. Официальный Киев призвал мировое сообщество не признавать новый состав Госдумы, куда войдут парламентарии, за которых проголосовали на полуострове. Впрочем, реакция западного сообщества в данном случае будет скорее половинчатой: под санкции могут попасть разве что избранные по крымским мажоритарным округам четверо думцев, тогда как полномочия нижней палаты Федерального Собрания будут признаны.

Наша власть предпочитает отвечать жёстко

Официальные украинские лица в ответ на попытку европейских партнеров проверить Киев на прочность предпочли ответить жестко. Министр иностранных дел Павел Климкин не исключил, что украинская делегация откажется от участия в работе ПАСЕ, если та признает полномочия российских представителей. Окончательное решение — за нашими парламентариями, но МИД активно участвует в моделировании развития ситуации. Что касается установления режима тишины на Донбассе, в диалоге со своими европейскими коллегами Климкин подчеркнул, что таковым в Киеве считают не просто прекращение огня изо всех видов оружия, но и доступ ОБСЕ на всю территорию Донецкой и Луганской областей.

Не менее жестко выступил в ходе форума Ялтинской европейской стратегии и Петр Порошенко. Хотя Виктор Пинчук приглашает обсуждать проблемы Украины преимущественно отставных политиков, для украинского президента они стали хорошим раздражителем. Порошенко подчеркнул, что наша страна больше не пойдет на уступки в части выполнения Минских соглашений, пока Россия не выполнит свои обязательства по вопросу обеспечения безопасности на Донбассе. Глава государства призвал к освобождению заложников и закрытию российско-украинской границы для поставок оружия и военной техники. В его публичных выступлениях всё чаще звучат "словесные реверансы" в адрес Вооружённых сил, а бюджет на следующий год предполагает рекордные расходы на безопасность и оборону — около 129 миллиардов гривен.

Следует подчеркнуть, что даже факт возвращения двоих украинских заложников на родину едва не обострил ситуацию на Донбассе. Одним из освобождённых оказался Владимир Жемчугов, гражданский житель Донбасса, подорвавшийся на растяжке и попавший в плен к сепаратистам, где ему ампутировали повреждённые взрывом кисти рук. Во время процедуры обмена английский журналист Грэм Филлипс, сотрудничающий с российскими СМИ, пытался вывести Жемчугова из себя, подчеркивая ненужность инвалида Украине. Интересно было бы понаблюдать за реакцией международных правозащитных организаций на выходку Филлипса.

Если говорить о тенденциях в отношении конфликта на востоке нашей страны, то все заинтересованные стороны движутся по параллельным курсам, практически лишая друг друга пространства для компромисса. Сегодня куда больше шансов, что это самое масштабное за последние 20 лет противостояние в Европе перейдёт в стадию тлеющего конфликта, чем будет найден реальный шанс на примирение. Россия в урегулировании ситуации на Донбассе не заинтересована, Украина признает бесперспективность силового сценария, а Запад погружается в период выборов, во время которого стремление к принятию жёстких политических решений серьёзно снижается.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №39 от 21 сентября 2016

Заголовок в газете: На параллельных курсах