Сквозь призму YES

Дипломатическая борьба вокруг Донбасса заметно активизировалась

17.09.2015 в 14:46, просмотров: 5560

Yalta European Strategy для многих политиков – действующих и бывших – стал возможностью донести свое видение перспектив урегулирования конфликта на Донбассе. Но интересные заявления были сделаны не только в украинской столице, где уже второй год подряд проходит саммит YES.

Сквозь призму YES

Президент Порошенко, выступая в рамках саммита, призвал мыслить и по-европейски, и по-украински. Он испытывает сдержанный оптимизм относительно перспектив урегулирования конфликта, при этом настаивает на выполнении Минских соглашений до конца 2015 года, как и было договорено в столице Беларуси. Глава государства отмечает не только фактическое прекращение огня с начала сентября, но и отсутствие процесса вывода российских войск с украинской территории. Порошенко считает, что Россия своими действиями бросила вызов всему цивилизованному миру, и отвечать ей необходимо тоже всем миром. В частности – обсудив перспективы миротворческой операции на Донбассе, которая позволит реализовать Минские соглашения и обсудить реформирование Организации Объединенных Наций, право вето в Совете Безопасности которой остается для России важным элементом внешней политики. Украинский президент особо подчеркнул, что на Донбассе идет не гражданская война, а имеет место российская агрессия.

Глава государства еще раз заявил о необходимости разъяснить смысл конституционных изменений по вопросам децентрализации, отметив, что в случае нового наступления поддерживаемых Россией боевиков окончательное голосование за внесение соответствующих изменений в Основной Закон может не состояться. В интервью отечественным телеканалам Петр Порошенко также сказал, что необходимо освободить всех незаконно удерживаемых Россией украинских граждан.

Выступивший на форуме YES премьер-министр Арсений Яценюк назвал Минские соглашения единственно возможным вариантом выхода из ситуации. По мнению главы правительства, своими действиями Владимир Путин фактически загнал себя в угол. После раздутой пропагандистской истерии уход российских войск с Донбасса будет воспринят в РФ как поражение, а продолжение агрессии приведет к новым санкциям против России, способным нанести ещё один болезненный удар по её экономике.

Что предложил украинскому народу неожиданно выступивший на саммите в роли не стороннего наблюдателя Элтон Джон, осталось неизвестным – на его спич журналистов попросту не пустили.

Наконец, надо отметить, что практически одновременно с саммитом YES в Берлине прошла встреча министров иностранных дел «нормандской четвёрки». Дипломатам не удалось достичь заметного прорыва во многом из-за позиции России, отказывающейся обеспечивать возвращение незаконно задержанных украинцев и восстановление контроля над государственной границей украинскими пограничниками. Показательно, что министр иностранных дел России Сергей Лавров накануне встречи в столице Германии в который уже раз пытался склонить официальный Киев к прямым переговорам с Донецком и Луганском. Однако украинские официальные лица от подобного развития ситуации последовательно уклоняются, резонно полагая, что подобный сценарий будет не на руку нашей стране.

 

Европейская диалектика

Стремление лидеров Евросоюза поскорее констатировать если не завершение, то замораживание конфликта на Донбассе очевидно. Причин тому несколько. Это и масштаб противостояния, несущий угрозу безопасности на всем континенте, и другие проблемы, с которыми столкнулся ЕС, в частности, проблема беженцев из Африки и Ближнего Востока. Европейские дипломаты одобрительно встретили прекращение огня на востоке Украины. Шеф немецкой дипломатии Франк-Вальтер Штайнмайер при этом отметил, что Минские соглашения – только начало процесса урегулирования. А его французский коллега Лоран Фабиус считает, что выполнение договоренностей может быть основанием для снятия с России санкций.

Необходимое отступление: в вопросе санкционных ограничений на торговлю с Россией после аннексии Крыма и эскалации конфликта на Донбассе Европейский Союз, откровенно говоря, прыгнул выше головы. Мало кто ожидал, что 28 государств, в некоторых из которых сильно российское влияние, смогут выступить единым фронтом. Но это произошло, и санкции будут работать как минимум до марта 2016 года. В России уже перестали хихикать над их эффективностью, что тоже выглядит показательным.

Однако интерес развивать отношения с Россией для европейского бизнеса никуда не исчез. В конце августа «Газпром» и группа европейских промышленных гигантов подписали соглашение о строительстве «Северного потока-2» - газопровода, позволяющего поставлять через Балтийское и Северное моря энергоресурсы с российской территории прямо на территорию Германии. Участников соглашения не остановил даже факт высокой стоимости прокладки трубы, у них наблюдается консенсус в отношении уменьшения зависимости от транзита по территории Украины и других государств Центральной Европы. Этот проект во многом станет лакмусовой бумажкой для европейской солидарности в щепетильных вопросах.

 

Заокеанский привет

Любопытно отметить, что посол США в Украине Джеффри Пайетт после заявления Петра Порошенко признал интересный факт: представитель Штатов в ранге посла принимает постоянное участие в политических консультациях в Минске по поводу урегулирования на Донбассе. Достаточно красноречивой была и помощник госсекретаря США Виктория Нуланд, отметившая, что Вашингтон намерен сохранить санкции против Москвы до возвращения Украине Крыма и восстановления мира и стабильности на Донбассе. Это заявление показательно тем, что США традиционно выступают в роли модератора действий западного мира, и европейские партнеры активно к ним прислушиваются. Госпожа Нуланд дала понять, что помощь Украине будет продолжаться, хотя речь о поставках летального вооружения Вооруженным силам по-прежнему не идёт.

Осенью 2016 года за океаном состоятся президентские выборы, в которых уже не будет принимать участия Барак Обама. Президентская гонка разворачивается полным ходом, однако вопрос стабильности на Европейском континенте для американских политиков – важный, но отнюдь не первоочередной, скорее это сегмент в комплексе проблем международной безопасности. Поэтому США, вероятнее всего, будут обозначать свое дипломатическое присутствие, чем принимать активное участие в процессе урегулирования на Донбассе. Да и Россия вряд ли захочет увидеть за столом переговоров нового участника, не говоря уже о Польше, президент которой Анджей Дуда настойчив в деле миротворчества на востоке Украины.

 

Без простых решений

Вероятность воплощения в жизнь Минских соглашений до конца 2015 года сохраняется, но она не слишком высока. Донбасс перенасыщен российской военной техникой и боевиками, возвращать которых на родину в России не спешат, хорошо понимая, насколько опасны десятки тысяч людей с боевым опытом в условиях сокращения социальных стандартов. Кремль будет и дальше пытаться через европейских собеседников (официальных) и агентов влияния, сеть которых весьма густа и насыщенна, оказать влияние на Украину.

Официальному Киеву придется не только постоянно маневрировать в переговорном процессе, но и обеспечивать прозрачность диалога с обществом. Простых решений в нынешней экономической ситуации и политическом положении нет. Утверждения, что Россия делает основную ставку на раскачивание ситуации в Украине изнутри не голословны, и ситуация требует от власти консолидации и взвешенных действий – того, чем вряд ли может похвастаться любая властная команда за все годы независимости нашей страны. И представителям власти следует понимать главное: если сегодня проект «Независимая Украина» потерпит неудачу, шансы на его повторную реализацию выпадут нескоро.