Местные выборы в новых реалиях

Новая власть Украины пытается навязать свои, выгодные только ей правила проведения выборов

04.06.2015 в 13:19, просмотров: 1629

Сам факт очередной избирательной кампании в Украине сомнений уже не вызывает, хотя ее формат до конца все еще не ясен. Поэтому начало июня, говоря спортивным языком, станет периодом острой схватки в сессионном зале Верховной Рады за правила игры.

Местные выборы в новых реалиях

Конституция Украины определяет датой проведения местных выборов осень 2015 года. Но дело в том, что подавляющее большинство местных советов было сформировано в 2010-м и во многом отражает политические особенности жизни страны того времени. В частности, доминирование Партии регионов во многих административно-территориальных единицах страны. Конечно, за последние полтора года регионалы заметно подрастеряли былое влияние, но уверенно говорить о невозможности реванша, как это делает президент Порошенко, я бы не спешил. Недавние парламентские выборы показали, что в восточных и южных областях страны популярность «Оппозиционного блока» достаточно высока.

Новая власть переживает свойственную ее предшественникам болезнь – пытается навязать правила выборов, создающие преимущества только для нее. Похоже, именно поэтому новый закон о местных выборах будет рассматриваться только летом. Единого мнения по основным параметрам проведения кампании нет, а внутреннее состояние парламентской коалиции не позволяет рассчитывать на монолитность голосования. Скорее всего, мы увидим, как разные участники будущего процесса станут тянуть одеяло политических интересов на себя, обнажая существующие проблемы и мало думая о престиже страны. Ключевая роль, безусловно, тут принадлежит Владимиру Гройсману, и будет любопытно понаблюдать за тем, как спикер, некогда бывший успешным мэром Винницы, повлияет на формирование демократических правил игры.

Особенность предстоящих местных выборов в том, что на них будет сложно оперировать внешнеполитической риторикой, да и повышение обороноспособности страны вряд ли относится к компетенции областных и городских советов. В идеале дискуссия должна идти о новых направлениях развития районов и областей, привлечении инвестиций и создании региональных программ развития, ведь на повестке дня Украины – децентрализация и перенос центра власти из Киева в местные общины. Адекватная реализация проекта по переносу власти на места – наилучшая прививка от сепаратизма. В реальной жизни кажется высокой вероятность проведения досрочных местных выборов в случае внесения изменений в Конституцию, поскольку многие советы получат не только новые полномочия, но и будут сокращены численно.

Два маркера, призванных продемонстрировать новое качество избирательной кампании – это открытые партийные списки и выборы мэров крупных (более 90 тысяч населения) городов в два тура. Что касается открытых списков, то их опасаются все без исключения политические силы, ведь этот механизм серьезно уменьшает рычаги влияния партийных боссов на новые лица в структуре политической силы. Поэтому, думаю, в лучшем случае возможен формальный вариант открытых списков, который позволит собственникам партий и дальше определять как наиболее достойных, так и управляемых. Избрание мэров в два тура – адекватная инициатива, которая заставит даже фаворитов и «пожизненных градоначальников» всерьез вести кампании и убеждать, а не отбывать номер. К примеру, Виталий Кличко, ставший мэром Киева всего год назад, уже выразил готовность к новому поединку за право управлять столицей.

Местные выборы осенью 2015-го для многих политических сил станут репетицией возможной досрочной парламентской кампании. Поэтому рекомендую внимательно следить за ситуативными альянсами разных политических сил в масштабах областей. Кстати, не исключено, что Блок Петра Порошенко и «Народный фронт» попробуют проверить себя на совместимость согласованием кандидатов именно во время местных выборов. По правде говоря, такой алгоритм позволит упорядочить и использование административного ресурса, без которого выборы в Украине не обходятся. Впрочем, монополии на эти тайные рычаги в масштабах страны пока ни у одной политической силы нет.

Некоторой пикантности местным выборам добавляет и тот факт, что полномочия Центральной избирательной комиссии давно истекли, что, правда, не помешало ей провести досрочные президентские и парламентские выборы. Сможет ли коалиция переформатировать Центризбирком хотя бы для соблюдения политических приличий – вопрос риторический.

Было бы большой ошибкой думать, что выборы в местные советы для Украины – дело второстепенное. И вопрос даже не в обещанной децентрализации. За местной кампанией будут пристально наблюдать наши западные партнеры, для которых демократия и эффективное управление традиционно начинаются именно на муниципальном уровне.


|