Украинская весна в минорных тонах

И власти страны вряд ли могут занести её себе в актив

21.05.2015 в 11:47, просмотров: 2071

Весна — время года, когда всё расцветает и получает новый импульс к жизни. Однако в наших широтах оно сопровождалось в лучшем случае имитацией бурной деятельности на благо общества.

Украинская весна в минорных тонах

В стране продолжается война, хотя официально объявлено о перемирии на Донбассе. Поступающая информация с востока позволяет говорить о постоянно растущем напряжении и продолжающейся подготовке украинских военных к обороне. Уменьшение числа потерь не делает их менее горькими. Вооруженные силы весной 2015-го практически восстановили свой конституционный статус главных ответственных за оборону страны. Отношения с Добровольческим корпусом «Правого сектора» и некоторыми другими подразделениями могут быть напряженными на уровне руководства, но рядовые защитники Родины не различают друг друга по шевронам. Возобновление обороноспособности страны требует огромных ресурсов, поэтому президент и упирает на простую зависимость: экономический рост возможен, когда наступит мир.

Нынешняя весна так и не стала порой массовых социальных выступлений, хотя шахтеры пытались показать Киеву, кто в стране хозяин. Не думаю, что все дело исключительно в высоком уровне самосознания наших граждан, понимающих, что раскачивать лодку сегодня нельзя. К сожалению, многих высокопоставленных мародеров драматическая ситуация в стране от их проделок не удерживает. Существует также проблема отсутствия в Украине настоящих, а не официальных профсоюзов, способных эффективно защищать интересы людей труда. Между тем протестный потенциал накапливается и в самый неблагоприятный момент может произойти взрыв.

Есть и еще один нюанс: новую власть в Украине нельзя назвать монолитной. Отношения между президентом и премьером, Верховной Радой и сформированным ею правительством в лучшем случае напоминают брак по расчету, стороны которого не спешат выполнять все условия брачного контракта. Общество не ощущает нацеленности власть предержащих на проведение реальных преобразований, без которых наша страна так и будет оставаться «территорией неопределенности». Списывать все просчеты на войну не получится, у заигрывания с Западом тоже есть и временные, и финансовые лимиты. Украина переживает самый драматический период за годы независимости, словно расплачиваясь за 20 лет упущенных возможностей.

Не осознавая ответственности

В феврале 2014-го Украина стала парламентско-президентской республикой. Честно говоря, её Конституцию пытались менять интенсивно и не всегда в подходящее время, но подобный «властный формат» лучше всего прижился в Европе, свидетельство чему - модель управления большинства государств континента. Однако в украинских реалиях существуют еще и неписаные политические традиции. Президент, обладающий далеко не самыми внушительными полномочиями, все равно пытается влиять на работу законодателей. В лучшем случае – через составляющую треть депутатского корпуса фракцию Блока Петра Порошенко.

Под парламентским куполом нет ощущения единства в осознании историчности момента и готовности работать не покладая рук для достижения целей по модернизации государства. Ситуация выглядит скорее комичной. Дело в том, что формально в Верховной Раде существует коалиция «Европейская Украина», якобы насчитывающая более 300 парламентариев, – конституционное большинство. Однако ни динамика рассмотрения вопросов, ни КПД парламентариев информацию о наличии коалиции не подтверждают. Более того – стремление Генеральной прокуратуры лишить неприкосновенности Сергея Клюева и Сергея Мельничука вообще может привести к параличу депутатской работы. Ситуация усугубляется тем, что распускать досрочно избранный парламентский созыв раньше, чем через год его работы Конституция запрещает, а избирательный закон должны принимать именно действующие парламентарии.

В официальной политической риторике зачастую звучит утверждение, что реформы в стране начались после окончательного переформатирования власти. Это означает, что преобразованиям всего каких-то полгода. Срок не слишком большой, но сделанных за это время прорывов гражданам то ли предпочитают не показывать, то ли их просто нет. Присутствие министров-иностранцев в Кабинете министров может нивелировать скандал с уходом из Министерства экономического развития и торговли Саши Боровика, не нашедшего общий язык с непосредственным начальством. Рейтингоубийственная борьба вокруг размеров тарифов на жилищно-коммунальные услуги вызывает живой и неподдельный интерес граждан не только потому, что ведется преимущественно представителями коалиции, но и потому, что страдают от нее миллионы украинцев, которым стремительный рост цен отнюдь не кажется адекватным.

«Посерение» продолжается

Середина мая ознаменовалась внешнеполитической активностью вокруг Украины. Наблюдается интересная ситуация: и подписанты Минских соглашений, и страны, которые выполняют с разной степенью прилежности роль гарантов достигнутых договоренностей, ратуют за их соблюдение. При этом каждая из них видит собственный алгоритм этих действий. Россия, например, выступает за возвращение ДНР и ЛНР в состав Украины.

Переговоры по вопросам урегулирования ситуации на Донбассе заметно активизировались. Соединенные Штаты демонстрируют готовность к ним подключиться. И Россия, по всей видимости, пойдет на расширение «нормандского» формата. Для Кремля такой сценарий будет означать признание Белым домом своей заинтересованности в Украине, что может создать пространство для геополитических разменов. Неслучайно в Сочи госсекретарь Джон Керри обсуждал с Владимиром Путиным не только ситуацию в Украине, но и ситуацию в Сирии, и ядерную программу Ирана. Как будут в таком случае соблюдаться украинские интересы, во многом зависит от тех, кто называет себя национальной элитой. Трудно представить внесение изменений в украинское законодательство без участия Верховной Рады, от которой может потребоваться конституционное большинство.

Медовый месяц в отношениях с Европейским Союзом для наших политиков тем временем подходит к концу. На саммите «Восточного партнерства» в Риге на этой неделе Украина не получит отмену визового режима со странами Шенгенской зоны, в лучшем случае – будут названы сроки, в которые могут пасть визовые оковы. В ЕС не скрывают опасений по поводу возможного потока беженцев и постоянно намекают, что Украине необходимо более эффективно работать над осуществлением реформ. В Брюсселе и Берлине не спешат выдавать Киеву авансы, а украинские политики не спешат признаваться согражданам, насколько длинным и непростым может быть путь евроинтеграции.

В ходе недавнего саммита Украина–ЕС – первого как для нынешнего руководства нашей страны, так и руководства Европейского Союза – была выказана решимость ввести с 1 января 2016 года зону свободной торговли, как и предусматривает Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС. Оптимисты могут гордиться тем, что Киев и Брюссель наконец станут партнерами, а реалисты – прикидывать, сколько отечественных предприятий смогут пробиться на европейский рынок и выдержать конкуренцию с товарами из Старого Света на собственных прилавках.

В энергетической сфере в отношениях треугольника Украина–Россия–ЕС ситуация остается неопределенной. Период действия «зимнего контракта» завершился, но льгота для украинских покупателей российского газа сохранилась, и «Нефтегаз Украины» намерен ею воспользоваться для наполнения подземных хранилищ. Говорить о долгосрочном сотрудничестве не приходится, скорее и в Киеве, и в Москве ждут решения Стокгольмского арбитража по газовым контрактам 2009 года.

Не Пастернаком единым

Порой создается впечатление, что у нас в кабинетах власть имущих вместо президентских портретов или изображений Тараса Шевченко во всю стену горит строчка Бориса Пастернака «И пораженье от победы ты сам не должен отличать». Похоже, многие из них забыли, что мы живем в прагматичном, динамичном и конкурентном современном мире, где Украине мало кто чем-либо обязан. Самое крупное государство Европы, которое потеряло Крым и не желает договариваться с Донбассом, не выглядит в глазах мирового сообщества способным бороться за собственное светлое будущее. Полагаю, все это оттого, что у представителей нынешней элиты (как и предыдущей) есть «запасная ниша», куда выведены активы, вывезены родные, где сердце успокаивается от украинской суеты. Нашей стране катастрофически не хватает подлинных патриотов, самопожертвования на высшем уровне, единичные случаи которого только подчеркивают их исключительность. Народные избранники продолжают жить по нормам мирного времени в стране с самой низкой в Европе зарплатой. Они то ли не знакомы с кратким курсом истории Украины в ХХ веке, то ли не осознают степени своей ответственности. И я не возьмусь судить, что для нашей страны опаснее…