Диагноз: гибридная война

Военного решения конфликт на Донбассе не имеет

Хотя до разрешения конфликта на Донбассе еще очень далеко, представителям политической элиты Украины, да и всего цивилизованного мира, необходимо делать выводы из случившегося, чтобы не допустить повторения кровавой трагедии в государстве, расположенном в центре Европы.

 

Военного решения конфликт на Донбассе не имеет

На востоке Украины идет гибридная война, которая началась еще в конце февраля 2014 года в Крыму. Ее отличие от привычного человечеству формата войны заключается не только в официальной необъявленности. Главный компонент гибридной войны — борьба за воззрения населения, проживающего на территории, ставшей театром военных действий, а ее цели — установление контроля одного государства над суверенитетом другого, возможно, даже без официальной капитуляции и смены формата управления страной. Многие российские политики давно говорили об Украине как о failed state (неполноценном государстве), а почти два года назад начальник Генерального штаба ВС РФ Валерий Герасимов публично рассказал о формате гибридной войны. Тогда его слова не получили надлежащего внимания, сегодня мы пожинаем плоды своего благодушия.

Противостояние крупнейшего государства в мире с самой большой европейской страной не может пройти незамеченным всем миром. И это тоже компонент гибридной войны, направленный на запугивание других европейских государств и демонстрацию невеселых для НАТО и Европейского Союза перспектив. Владимир Путин, как уже не раз было замечено, ведет на территории Украины войну с Западом, стремясь доказать, что Россия является сверхдержавой, пытаясь заставить США и ЕС считаться с его геополитическими интересами. Страдает при этом украинский народ, который российский президент неоднократно называл «братским». Но в Кремле, судя по всему, свои понятия о родственных узах.

Необходимо откровенно сказать, что те, кто называет себя украинской политической элитой, немало сделали для создания нынешней ситуации в стране, которой управляли и управляют сегодня. Неготовность осуществлять реальные реформы позволила сохранять спокойствие в Украине лишь до поры до времени. Даже оранжевый Майдан, по сути, так и не стал чётким сигналом о необходимости давно назревших изменений. Преобразования в масштабах страны подменялись закулисной борьбой, а возможности для старта реформ многократно были упущены.

Виктор Янукович с его оказавшимся крайне ограниченным видением перспектив развития Украины в данном случае выступил в качестве «вишенки на торте», достойно увенчав пирамиду из недальновидности и отсутствия должной ответственности своих предшественников.

Внешняя политика Украины так и не смогла по-настоящему избавиться от заложенной еще Леонидом Кучмой многовекторности. Причина проста — Россию вполне устраивало отсутствие реформ в нашей стране, это не было для ее руководства причиной отказывать украинской власти в финансовых инъекциях, тогда как и НАТО, и ЕС требовали конкретных действий. Чего греха таить — в Брюсселе, Вашингтоне и Берлине тоже до последнего времени не хотели ссориться с Россией, но вина за отсутствие у государства формализованных союзных отношений, позволяющих защитить свой суверенитет, целиком и полностью лежит на официальном Киеве.

Из-за драматических событий на востоке страны «донецкие», на протяжении почти четырех лет доминировавшие в национальном политическом пространстве, практически исчезли из публичной сферы — кто-то предпочел затаиться, многие, включая Виктора Януковича, решили покинуть пределы Родины. Есть и еще один нюанс: олигархическая модель влияния на власть сегодня переживает серьезный кризис и вряд ли сможет дальше существовать в привычном формате.

Самыми популярными личностями сегодня в Украине можно назвать не футболиста или певца, а собирательные образы солдата и волонтёра. Именно на таких людях сегодня держится наша страна, они исправно делают своё дело на фоне нагнетания паники о будущем Украины. Она, держава наша, все же не рухнула. Более того, в некоторых компонентах общественной жизни стала сильнее. К примеру, граждане в массе своей оказались более зрелыми и самоотверженными, чем слуги народа. Не думаю, что российский миф о «киевской хунте» найдет когда-либо отражение в объективной реальности, но процесс становления гражданского общества в нашей стране заметно ускорился. Этот факт дает основания надеяться, что эффективная и ответственная политика в Украине возможна и востребована.

Конфликт на Донбассе нашел отражение и в развитии ситуации на постсоветском пространстве. Участие российских военных на стороне ДНР и ЛНР, прикрывать которое у Кремля все меньше возможностей, практически поставила крест на СНГ. Этот постсоветский механизм цивилизованного развода 15 братских республик полностью выработал свой ресурс. Москва стремится объединять вокруг себя государства, с которыми есть тесные экономические связи, не выдвигая к их руководству политических требований. Но и Александр Лукашенко, и Нурсултан Назарбаев на правах ветеранов президентской службы стремятся расширить свои пространства для маневра, а то и вовсе принимают превентивные решения, наученные горьким украинским опытом.

Сможет ли Украина стать центром влияния на постсоветском пространстве? Идеи «возрождения Киевской Руси» то и дело появляются в кулуарах органов власти, но реальной возможности для этого сегодня нет. Даже ГУАМ — некогда перспективный внешнеполитический проект, созданный без России, скорее, в противовес ей, в Киеве сегодня даже не пытаются реанимировать. Ставка сделана на евроинтеграцию, по поводу которой у миллионов украинцев есть иллюзии, а политикам не хватает смелости сказать им правду. Нужно понимать, что поиск Украиной своего места на карте Европы еще не завершен. И выстраивая добрососедские отношения с сопредельными государствами (Россия в перспективе — не исключение), Украине предстоит осознать собственную центральноевропейскую идентичность как элемент будущей европейской интеграции. Еще важный элемент понимания – процесс сближения с ЕС и постепенного освоения европейских ценностей может оказаться важнее конечного результата.

Украинский политический кризис не оставил равнодушным практически никого из крупных политических игроков. В Вашингтоне обострение ситуации на Донбассе используют в политической борьбе демократы и республиканцы. Для Европейского Союза, где решения принимаются консенсусом, события в Украине стали испытанием на приверженность ценностям Старого Света с отстаиванием их с кошельком в руках. Пока страны Запада действуют менее решительно, чем ожидают в Киеве, но куда более энергично, чем предполагали в Москве. Пока многочисленные заседания Совета Безопасности ООН проходят по алгоритму «Чуркин против всего мира», и противодействовать этому невозможно, поскольку Россия имеет право вето как правопреемница Советского Союза. Очевидно, на повестке дня мирового сообщества — необходимость создания новой системы международных отношений, нивелирующей право сильного и обеспечивающей возможности для эффективного урегулирования конфликтов и обеспечения условия для прогресса человечества в целом. Для этого, очевидно, потребуется не один год.

Украине же предстоит найти ключи к победе в гибридной войне, где основным объектом воздействия являются не территории, а умы людей. Чисто военного решения конфликт на Донбассе не имеет. Для победы необходимо строить эффективное государство, обращенное лицом к гражданам, преуспеть в реальных преобразованиях экономической и общественно-политической жизни и не растерять собственную идентичность. В противном случае тысячи жертв окажутся напрасными, а крупнейшее государство Европы так и не выйдет на орбиту устойчивого развития.

P.S. Верховная Рада на внеочередном заседании приняла заявление, в котором назвала Россию агрессором и обратилась за помощью к другим государствам. Украинский кризис продолжается и, возможно, выходит на новый уровень. Многое будет зависеть от того, окажутся ли стороны конфликта способны к переговорам, и в каком формате — минском, нормандском, женевском — будет идти процесс обсуждения сложившейся ситуации на Донбассе.