Налог ты мой единый…

Предложенные Кабмином новые налоговые реформы эксперты называют хорошо забытыми старыми

30.12.2014 в 14:21, просмотров: 2588

В 2015 году украинцев ждет не только «скандальный» бюджет, но и «сенсационный» налоговый кодекс, в котором останется «военный» налог со всех видов доходов. 23 декабря 2014 года наконец появился законопроект о налоговой реформе от Кабинета министров Арсения Яценюка. Предложенная правительством реформа, правда, не такая уж и новая.

Налог ты мой единый…

Многие из инициатив, которые предлагаются на данный момент, были заложены еще в нашумевшем законопроекте №5079, внесенном в парламент предыдущим составом Кабмина — 15 сентября 2014 года. Тогда депутаты категорически отказались включать его в повестку дня — уж больно «налоговым» он им показался. На этот раз налоговые реформы скорее всего примут. Что ждет обычных граждан и предпринимателей после принятия фискальных ноу-хау от Кабмина?

Во-первых, это существенное сокращение числа налогов — с 22 до 9. Напомним, по мнению экспертов, речь идет в первую очередь не о качественных, а о количественных изменениях (некоторые налоги просто объединяются в один, как, например, акцизный).

Увы, несмотря на декларации, налоговое бремя, которое ложится на простых украинцев, все равно станет тяжелее. Скорее всего нам придется платить налог за любую недвижимость, дорогие авто, депозиты и так далее.

Относительно налога на доходы физических лиц предлагается:

1) введение разового ("нулевого") декларирования доходов, имущества и всех других активов, даже если нельзя доказать законность их получения. При этом такое декларирование не является обязательным. Но в случае, если годовые расходы плательщика превышают его официальные доходы за отчетный период на 40 минимальных зарплат (48 720 грн.), то это будет основанием для налоговиков провести проверку такого плательщика с целью выявления законности доходов, превышающих официальный заработок. Если человек не смог доказать «легитимность» такого дохода, то будет по умолчанию взыматься налог в сумме 30% с разницы между официальным заработком и реальными расходами. В общем, на Рождество давайте выпьем за то, чтобы наши потребности всегда совпадали с нашими возможностями. И в обратном порядке – следующий тост.

В то же время для граждан, которые не задекларируют свои доходы, в последующем будет считаться, что их активы, которые зарегистрированы надлежащим образом до 1 января 2015 года, по умолчанию приравниваются к 200 тыс. грн.

В случае, если человек декларирует наличные средства на сумму более 200 тыс. грн., они должны быть внесены ещё до подачи декларации на банковский счет и храниться там не менее одного года. Иначе надо будет уплатить 3% налога от задекларированной суммы (в течение месяца со дня окончания срока для разового декларирования — 31 октября 2015 года). Эти же 3% нужно будет заплатить государству и в том случае, если человек решит досрочно снять задекларированные деньги с банковского счета, то есть до истечения одного года.

2) введение налогообложения высоких зарплат. Отныне высокой будет считаться зарплата свыше 10 минимальных (то есть 12 180 грн.). Такие заработки предлагается облагать налогом по ставке 20% от суммы превышения. Напомним, сейчас налог на зарплату до 10 МЗП облагается налогом в 17%, с 2015-го установят его на уровне 15%.

3) продление действия нормы касательно налогообложения высоких пенсий. Такая норма действует, когда вступил в силу Закон "О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине". Но тогда посчитали, что высокая пенсия — это 10 минимальных пенсионных выплат (или 9490 грн.). Сейчас же этот порог хотят снизить — кризис — и ограничиться 3 минимальными зарплатами (пенсии выше 3654 грн.), но ставку налога оставляют на уровне 15% от суммы превышения. Кстати, в пояснительной записке к документу указывается, что на сегодня в Украине количество пенсионеров, чьи пенсии превышают три минимальные зарплаты, составляет 3,3% от общего числа. Это очень похоже на истину — по статистике каждый третий пенсионер получает пенсию до 1500 грн.

4) увеличение ставки налога на пассивные доходы (проценты по вкладам, инвестиционная прибыль и роялти) — до 20% с 15%.

5) введение транспортного налога. С 2015 года налогообложению будут подлежать все большие и новые автомобили — с объемом бензинового двигателя более 3 тыс. куб. см и дизельного более 2,5 тыс. куб. см возрастом не более 5 лет. Ставка такого налога составляет 25 тыс. грн. в год.

Заметим, что такой транспортный налог, согласно проекту документа, не внесен в обязательный перечень ни общегосударственных, ни местных налогов и сборов, который предусмотрен Налоговым кодексом. Хотя по нормам действующего законодательства, никто не имеет права требовать от лица уплаты какого-либо налога или сбора, если он не внесен в вышеуказанный перечень. Но есть вероятность, что в правительстве этот момент просто "упустили из виду" в спешке и внесут позже.

6) распространение базы налога на недвижимость — на всю жилую и нежилую недвижимость (вне зависимости от ее площади). В частности, предлагается отменить действующие сейчас нормы Налогового кодекса, при которых налогом не облагаются квартиры площадью до 120 кв. м, дома — до 250 кв. м и разные виды жилой недвижимости в общем владении (дома и квартиры) — до 370 кв. м. Кроме того, планируется, что плательщиком такого налога будут не только физические, но и юридические лица. Единая ставка для данного налога — до 2% от минимальной зарплаты за 1 кв. м., что на сегодня составляет 24 грн. Взиматься он будет раз в год. Таким образом, платить, в случае принятия реформы, фактически придется всем, у кого есть жилье. Это, пожалуй, самый антигуманный и спорный пункт. Не нужно быть блестящим математиком, чтобы это понять. Предположим, пенсионер с пенсией 1300 грн., на которую он еле выживает, владеет долей в трехкомнатной квартире – около 20 кв. м. В год пожилой человек должен будет отдать государству 480 грн. С каких доходов ему накопить эту сумму, если у него в последний день перед пенсией едва 10 грн. остается? Далее. Если, к примеру, при покупке квартиры десять лет назад бабушка оформила сделку на своего годовалого внука, а на момент введения налога ее в живых нет? Налог должен платить 11-летний ребенок, который ходит в школу, его родители, не имеющие к этой недвижимости никакого отношения, или кто?

7) сохранение размера стандартной налоговой социальной льготы в объеме 50% от минимальной зарплаты в расчете на месяц. Согласно проекту Госбюджета-2015 размер минимальной зарплаты Кабмин предлагает оставить на уровне декабря 2013 года - 1218 грн. То есть налоговая социальная льгота на 2015 год остается в размере 609 грн.

Новыми налоговыми инициативами предлагается изменить условия пребывания на упрощённой системе налогообложения, а именно — кардинально меняются категории плательщиков единого налога. Из шести групп остаётся четыре. Новыми участниками упрощённой системы станут бывшие плательщики фиксированного сельскохозяйственного налога.

Кроме того, малый и средний бизнес может получить от правительства подарок в виде уменьшения ставки единого налога почти в 2 раза и прекращения проверок сроком на 2 года.

Кстати, согласно официальной информации Государственной фискальной службы, по состоянию на 1 декабря текущего года на упрощённой системе налогообложения находятся почти 1,3 млн. юридических и физических лиц — предпринимателей, которые за январь-ноябрь 2014 года заплатили в бюджет свыше 7 млрд. грн. единого налога.

По налогу на добавленную стоимость предлагается до 31 декабря 2017 года продлить действие норм касательно освобождения от уплаты НДС операций по импорту и экспорту зерна. Согласно пояснительной записке к законопроекту, таким образом государство сохраняет практику предоставления субсидий в виде НДС для сельскохозяйственной продукции.

Но в то же время законопроект предусматривает отмену льгот по уплате НДС для операций по поставке услуг на получение высшего, среднего, профессионально-технического и дошкольного образования учебными заведениями (в вузах подсчитали, что студенты-контрактники с 2015 года будут платить на 17% больше); услуг по здравоохранению в медучреждениях, а также для операций по поставке периодических изданий печатных средств массовой информации, которые и без того продаются сейчас из ряда вон плохо. В Сети уже говорят о том, что такая инициатива Кабмина убивает образование в Украине. Однако согласно пояснительной записке такие новшества именуются "выравнивание налоговой нагрузки".

В числе основных нововведений по акцизному сбору предлагается:

— включить в перечень подакцизных товаров электроэнергию;

— ввести акцизный налог с реализации через розницу алкогольных напитков, табачных изделий и топлива. Ставка налога будет устанавливаться местными органами власти в размере от 2% до 5% от объема реализации;

— ввести акцизный сбор на нефтепродукты, альтернативное топливо и сжиженный газ.

Кроме всего перечисленного, Кабмин хочет продлить действие военного сбора до вступления в силу решения Верховной Рады Украины о завершении реформы Вооруженных сил Украины и расширить базу налогообложения на все доходы, которые облагаются налогом на доходы с физлиц.

И наконец, среди основных фискальных сюрпризов для украинцев - повышение до 2% сбора с покупки наличной валюты, введут такой сбор и для безналичных операций.

Таким образом, несмотря на анонсируемое, на первый взгляд, облегчение налогового бремени для населения в виде существенного сокращения налогов, на самом деле нагрузка на обычного гражданина только увеличится. В конечном итоге все это может привести к тому, что по документам будет покупаться, например, не весь автомобиль, а его запчасти, иметь в собственности недвижимость станет невыгодно, продажа дорогих товаров уйдет в тень и расцветет в полной силе "черный" валютный рынок - ведь желающих платить дополнительные сборы вряд ли будет много, особенно в условиях продолжающегося в Украине кризиса.

Всех наследников «обложат»

Помимо всего прочего, предлагается взимать налог на доходы с родственников первой степени родства, если стоимость наследства превысит 1 млн. грн.

В правительстве решили наполнять бюджет и за счет имущества покойных. В законопроекте №1578, который появился на сайте парламента, есть предложение облагать налогом на доходы физлиц имущество, которое стоит более 1 млн. грн. "По ставке, определенной пунктом 167.2 статьи 167 настоящего Кодекса, стоимость объекта наследства, наследуемого членами семьи наследодателя первой степени родства, в случае если совокупная стоимость таких объектов наследия превышает 1 000 000 гривен, в части такого превышения, и стоимость любого объекта наследства, которое наследуется наследниками, которые не являются членами семьи наследодателя первой степени родства", - говорится в законопроекте.

Нетрудно посчитать, что если вам в наследство досталась квартира или дом, который государство оценит, например, в 100 тысяч долларов, то даже по курсу 16 грн. за доллар, а это похоже на фантастику, вам придется заплатить около 30 тысяч гривен налога. Если курс будет расти, то и сумма уплачиваемого налога будет увеличиваться. Хотя справедливости ради много ли подобных счастливчиков на украинских просторах?


|