Консервация расходов

Украинцы перестали покупать варенье, джемы, маринованные помидоры и прочие консервы

08.12.2014 в 15:12, просмотров: 1992

Производители и переработчики овощной и фруктовой продукции на распутье — Россия свой рынок закрыла, а в ЕС этого добра достаточно. Идет жесточайшая борьба за потребителя, который нынче экономит на всем, предпочитая самостоятельно квасить капусту и делать заготовки на праздники.

Консервация расходов

По оценкам компании «АПК-Информ», в среднем в Украине ежегодно перерабатывается 450–500 тыс. тонн овощей «борщового набора», около 700 тыс. тонн помидоров и 250–270 тыс. тонн огурцов. Хотя сам рынок плодоовощных консервов насыщен лишь на 60%. При этом, по данным Госстата, в нашей стране на одного человека приходится в среднем 3 кг в год консервированных овощей, в то время как в США — 54,5 кг.

В структуре данного рынка 35% приходятся на овощные консервы (из них 45% — консервированный горошек и кукуруза), 30% — соки, 20% — фруктовые консервы, 15% — томатные консервы, соусы, кетчупы. Самая что ни на есть новогодняя продукция: эти ингредиенты идут на традиционные салаты и прочие популярные закуски. Но и тут, по мнению экспертов, в этом году будут низкие продажи: украинцы сузят праздничное меню.

В сегменте фруктов на переработку в основном идет яблоко — примерно 500–550 тыс. тонн — и 110–130 тыс. тонн ягод.

Ежегодно Украина отгружает на внешний рынок до 45% от произведенных в стране овощных консервов и около 20% соков. Одним из главных их внешних покупателей ранее выступала Россия. Так, на долю РФ приходилось более 70% поставок овощных консервов и до 40% экспорта соков. Потеряв этот рынок, производители соков, консервов и «заморозки» вынуждены искать других покупателей, переориентироваться или уменьшать мощности и закрываться. «Сейчас идет процесс своеобразного естественного отбора. Сильные игроки укрепляют свои позиции, слабые уходят с рынка», — подтверждает руководитель проекта «АПК-Информ: овощи и фрукты» Татьяна Герман.

«Сложившуюся ситуацию с экспортом овощной и фруктовой продукции, в том числе и в переработанном виде, я бы назвал плачевной. Виной тому сложная политическая ситуация в стране. Ведь российский рынок для нас уже закрыт, а рынок ЕС еще фактически не открылся. Не могу сказать, что нашу продукцию там не ждут, но не будем забывать и о том, что рынок там бездефицитен и закрыт по всем позициям — как по свежей продукции, так и в виде соков, томатной пасты», — считает директор компании «Западный ритейл» Федор Рыбалко.

Эксперты сходятся во мнении, что в этом году наши производители полноценно выйти на другие рынки не смогут, и экспорт будет мизерным. В то же время те, кто начал поставки в ЕС еще пару лет назад и успел себя там зарекомендовать, смогут существенно нарастить поставки. Это будет возможно также за счет уменьшения поставок консервации из России, ведь европейцы тоже снижают потребление таких продуктов.

Все без исключения украинские производители будут искать любые новые подходы и рынки сбыта. Ими, в частности, могут стать и страны постсоветского пространства — Литва, Латвия.

Директор ООО «Владам» Сергей Сенюк утверждает, что уже давно вынужден искать партнеров по всему миру. «Мы уже около пяти лет экспортируем соки, консервированные огурцы и помидоры в Германию, Израиль и США. Они пользуются спросом среди местных эмигрантов в так называемых «русских магазинах», но все равно более 50% соков направляли в Россию. Сейчас же ищем возможности поставок в Беларусь», — говорит он.

Еще одной проблемой для поставок украинской консервации в ЕС являются вкусовые предпочтения местных потребителей. Представитель одного из крупнейших консервных заводов в Украине заметил, что у европейцев в консервированной продукции гораздо больше уксуса, перца и приправ. Наши же соотечественники такую консервацию не любят. Поэтому производители вынуждены будут выпускать партии огурцов и помидоров специально «под Европу». Так что отечественному производителю не останется ничего другого, как осваивать вкусные бабушкины рецепты и закатывать банки самостоятельно, делать самим кабачковую икру – без острот и приправ.

Одной из главных проблем рынка переработки становится дефицит качественного сырья. Выращивание овощей и фруктов высокого качества обойдется недешево, а найти покупателя, который предложит хорошую цену, непросто. Масла в огонь подлили несколько случаев, когда переработчики не заплатили производителям за поставленные на заводы овощи и фрукты.

Не могут составить достойную конкуренцию по ценам на сырье и производители замороженных овощей и фруктов. Эта отрасль в нашей стране развивается крайне медленно. Основные причины - сезонность спроса, конкуренция со стороны иностранцев и недостаточное количество сортов для замораживания. «После бума популярности таких продуктов в 2008 году, когда в Украину пришли крупные компании, рынок фактически замер. Это продолжается и по сей день», — рассказывает коммерческий директор компании "Фрау Марта" Александр Гольдин.

Экспорт замороженных овощей в последние годы составляет не более 2,6 тыс. тонн. По словам А. Гольдина, замороженная продукция из Украины в ЕС пока не прижилась, но имеет хорошие перспективы. «Европейские рынки уже сложились. Появление там нашей продукции будет воспринято как нечто новое. Надо очень потрудиться, чтобы занять определенную нишу на рынках, где покупатель избалован обилием продукции», — отмечает он.

Если по замороженным овощам ситуация с наполнением европейского рынка стабильна, то по ягодным культурам еще есть незаполненные ниши, считает менеджер отдела продаж компании «Аграна-Фрут» Алексей Старинец. «Мы с успехом уже несколько лет экспортируем в Австрию, Венгрию и Голландию замороженные ежевику, чернику и биочернику, а также черноплодную рябину и бузину. Пока объемы небольшие, до 200 тонн каждой из позиций, однако стабильный спрос есть. Европейцы стали меньше импортировать продукции из России, ведь и территориально, и экономически с Украиной работать выгоднее. Кроме того, ритейлеры уже успели оценить качество выращенных у нас ягод, ведь сорта, которые производители используют для закладки плантаций, как правило, европейские. Поэтому в дальнейшем экспорт замороженных ягод из Украины в ЕС будет расти», — уверен он.

Какая же продукция самая перспективная с точки зрения европейского рынка? Условно есть 50–70 позиций товаров, включая овощи, фрукты, консервы, орехи, мед и т.д., которые могут потенциально быть представлены на полках супермаркетов ЕС. Все зависит от желания компании развивать свой бизнес в Европе, логистики, подходов, технологии и сертификации.

И хотя наш аграрный потенциал имеет хорошие перспективы, украинцы из-за безденежья, к сожалению, пока не могут позволить себе вкусности, не относящиеся к разряду обязательных.


|