Испытание Евромайданом

Очередной осенний шанс для Украины

27.11.2014 в 12:38, просмотров: 1145

В начале этого века почти ежегодно концовка осени для Украины оказывается драматичной. «Оранжевая революция» 2004 года продемонстрировала, что наши сограждане больше не хотят быть сторонними наблюдателями тех процессов, которые происходят в стране. «Налоговый Майдан» зафиксировал кризис среднего класса во время правления Виктора Януковича, а ноябрь минувшего года дал старт очередной революции. Свой «урожай» украинские политики собирают уже традиционно поздней осенью, а на этот раз им предстоит ещё и начать «посевную» в стенах Верховной Рады восьмого созыва.

Испытание Евромайданом

Год назад в Украине начались события, серьезно изменившие ход национальной истории. Если правление Виктора Януковича вело нашу страну к состоянию «серой зоны», уникальной своими размерами и местонахождением в центре Европейского континента, то его изгнание дало старт ряду серьезных испытаний, вылившихся, к сожалению, в полномасштабный политический кризис. Ничего подобного украинцы за годы независимости не переживали и оказались не готовы к подобному развитию событий. Гибель Небесной сотни стала лишь прелюдией к серьезным общенациональным испытаниям на прочность и готовность держать удар. Далеко не каждый политик, не говоря уже о многих простых гражданах, смог с честью выдержать выпавшие на их долю тяготы и лишения. Проходящая через горнило беспрецедентных вызовов страна не только несет огромные потери, но и интенсивно ищет собственное место на карте мира.

После Революции достоинства прошло уже более девяти месяцев, но серьезных изменений в стране так и не произошло. Подписано Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом, но в семье европейских народов нет консенсуса относительно будущего сближения с Украиной. Будет создано Антикоррупционное бюро и реформированы органы прокуратуры, а борьба с коррупцией в обещаниях политиков выходит на качественно новый виток. Вдвое подешевела гривня, практически на все выросли цены, и призрак дефолта то и дело бродит по украинскому правительственному кварталу. Можно согласиться, что полная перезагрузка власти завершилась только месяц назад, с избранием 8-го созыва Верховной Рады, обновленного наполовину, но направленность и тональность дискуссий новоявленных слуг народа пока не внушает оптимизма.

Украина потеряла Крым практически без единого выстрела, но тамошняя тишина была «компенсирована» артиллерийскими залпами на Донбассе. Тысячи жизней заплачены за стремление «северного стратегического партнёра» превратить восток нашей страны в рычаг, которым можно постоянно держать в подвешенном состоянии крупнейшее по площади в Европе государство. С 1 декабря Украина фактически начнет экономическую блокаду Донбасса. Это жёсткая и жестокая мера, но другого выхода в руководстве страны не видят.

Прежде чем рассказать о дипломатических схватках за Украину, в которых наше государство рискует потерять внешнеполитическую субъектность, отмечу важный момент. Специально для тех, кто уверен, что в стране ничего не изменилось. 21 ноября, возлагая цветы к памятнику героям Небесной сотни, президент столкнулся со вспышкой гнева родственников украинцев, погибших на Майдане страшным утром 20 февраля. Петру Порошенко довелось выслушать за всё – и за отсутствие преобразований в стране, и за отсутствие конкретных результатов в расследовании резонансных преступлений режима Януковича. Глава государства не ретировался, в отличие от спикера и премьера, решивших на время забыть, что Украина является парламентско-президентской республикой. Порошенко остался, выслушал, нашёл в себе силы извиниться и подписал вечером того же дня указ о присвоении всем погибшим на Майдане гражданам Украины звания «Герой Украины».

Дипломатический прессинг

Ситуация на Донбассе остается в центре внимания мировых центров влияния. Россия любопытным образом сочетает перебрасывание на украинскую территорию новых колонн военной техники с ловкой словесной эквилибристикой в исполнении VIP-персон. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, к примеру, считает Женевский формат переговоров пройденным этапом и настаивает, чтобы официальные представители Украины садились за стол переговоров с делегатами от самопровозглашенных ДНР и ЛНР. Заодно Лавров обвиняет официальный Киев в подготовке к вторжению на неконтролируемую сегодня украинской властью территорию Донбасса. Владимир Путин в который уже раз вспомнил о необходимости федерализации Украины, перспективу которой Леонид Кучма оценивает с крайне тревожными нотками в голосе. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, ретранслируя позицию шефа, подчеркнул, что Россия хочет получить стопроцентные гарантии невступления Украины в НАТО, но такие заверения ей никто не торопится давать.

На минувшей неделе челночной дипломатией попытался заняться Франк-Вальтер Штайнмайер. Руководитель немецкого внешнеполитического ведомства заинтересован в урегулировании ситуации на Донбассе, поскольку горячая точка на европейской карте опосредованно влияет на авторитет Германии как самого мощного государства континента. Поэтому Штайнмайер, презрев усиливающееся в ЕС недоверие к позиции Кремля, попытался сыграть роль эффективного посредника, способного обеспечить реальные условия для разведения вооруженных подразделений противоборствующих сторон на Донбассе. Получилось не слишком успешно: если в Киеве в переговорах с Петром Порошенко была достигнута договоренность о Веймарском формате переговоров (с участием Польши), то из Москвы министр иностранных дел ФРГ улетел без видимых результатов. Отметим, что Франк-Вальтер Штайнмайер не видит Украину членом НАТО и прогнозирует весьма продолжительный путь нашей страны даже в Европейский Союз.

В третий раз за год в Киев прибыл вице-президент США Джо Байден. Опытнейший американский политик не только посетил Майдан, но и выступил в роли советника для украинской власти. Он пожелал срочно провести формирование правительства и добиться высокого темпа проведения реформ, без чего Украине не стоит рассчитывать на поддержку Запада. Байден обусловил отмену санкций против России выводом ее войск с украинской территории и заверил, что США никогда не признают аннексию Крыма. Одновременно с сообщением о прилете американского вице-президента поступила новость о передаче украинской армии из-за океана первых противоминометных радаров. На поставки тяжелого вооружения нашей стране администрация Обамы пока не решается.

Лиха беда начало

Подарок согражданам преподнесли и парламентарии 8-го созыва: за неделю до официального начала работы Верховной Рады восьмого созыва пять политических партий, преодолевших 5-процентный барьер, парафировали соглашение о создании коалиции. Проект коалиционного соглашения предусматривает не только принятие решений консенсусом, но и возможность коалиции продолжать работу в случае выхода из её рядов одной из фракций.

Новая парламентская власть, обещающая предстать перед согражданами в формате конституционного большинства, нарисовала перед собой в основополагающем документе своей работы громадьё планов разной степени реалистичности. Среди них – определение вероятного противника и выделение на украинскую армию не менее 3% ВВП ежегодно, создание Национального антикоррупционного бюро и Агентства по противодействию коррупции, изменение алгоритма назначения судей, реформирование правоохранительных органов и сферы образования. Коалиция намерена обеспечить децентрализацию власти и передачу многих полномочий на места, перейти к парламентским выборам по открытым партийным спискам и обеспечить избрание мэров в двухтуровых выборах в столице и областных центрах. Тему продажи земли коалицианты предпочли обойти вниманием до лучших времен, отдав предпочтение обещаниям реформировать НАК «Нефтегаз Украины», «Укрзалізницю» и другие естественные монополии. Бороться с выводом денег в офшоры коалиция также пока не спешит.

Арсений Яценюк, которого видит на посту премьера многие участники коалиции, призвал своих соратников побыстрее определиться с кандидатурами будущих министров. Пётр Порошенко считает, что новое правительство должно быть сформировано одновременно с началом работы Верховной Рады 8-го созыва. Отмечу, что коалиционное соглашение предусматривает не только отказ от квот при формировании Кабинета Министров и политическую ответственность каждого министра, но и его возможность подбирать себе заместителей и руководителей государственных агентств, входящих в сферу его компетенции.

Полагаю, что большинство украинцев сегодня волнует не алгоритм распределения правительственных портфелей, а реальные изменения, причем не в политической сфере, а в экономике. Создание условий для повышения уровня жизни, привлечения инвестиций, обеспечения экономического роста является куда важнее заявленных политических преобразований. Даже намерение отменить депутатскую неприкосновенность, стыдливо спрятанное коалицией в преамбулу соглашения, выглядит не первоочередной задачей. От власти – законодательной, исполнительной, президента – сегодня более всего ждут реальных действий и ответов на самые животрепещущие вопросы, которые перед слугами народа поставила сегодняшняя жизнь. 


|