16+

Киев

06:20 19 марта 2014 г.

регионы
закрыть
 

Научим Европу трапезничать?

Украинцы тратят на еду в пять раз больше, чем остальные европейцы.

Согласно данным Государственного комитета статистики, с 1999 по 2012 год доходы украинских домохозяйств выросли более чем в 12 раз – с 332 до 4134 грн. в месяц (при этом, по утверждению того же Госстата, цены в среднем выросли за данный период в 3,5 раза), а ежемесячные расходы за это же время увеличились в 8,5 раза – с 426,5 до 3591,8 грн. Причем затратная доля на образование и культуру с 2002 года практически не изменилась. Поэтому, как ни крути, на фоне Европы мы самые прожорливые.

В конце прошлого года РИА «Рейтинг» опубликовало результаты исследования по доле расходов семей на продукты питания в различных странах Европы (расчеты производились, исходя из доходов за год). Оказалось, что меньше всего в структуре своего семейного бюджета на продукты питания отводят в Люксембурге – всего 8,8%. Далее идут Великобритания (9,1%) и Швейцария (9,6%). В Германии семья из своих совокупных расходов выделяет на продукты питания 12,1%, а во Франции – 15,9%.

Украина в этом рейтинге заняла «почетное» 40-е место – последнее в списке. Согласно статистике за 2012–13 гг., украинские семьи в среднем тратили на продукты питания и безалкогольные напитки 50,2% всех своих расходов, и около 10% – на алкоголь. В этом плане мы «обошли» всех наших ближайших соседей: Польшу (25,1%), Россию (30,3%), Беларусь (40,8%), Молдову (43,2%). Впрочем, что касается Беларуси, то, по словам президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, там доля затрат на питание искусственно занижена за счет поддерживаемых государством относительно низких цен на продукты.

Все экономические эксперты единодушны: в странах с более богатым и благополучным населением доля расходов на питание ниже, чем там, где с материальным благополучием народа, мягко говоря, не очень. «Исследования вполне справедливы, – говорит экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. – Чем дальше мы будем двигаться в сторону Западной Европы, тем меньше будут весить продуктовые корзинки домохозяйств». Зато возрастают другие расходы. Но снижение затрат на питание дома зачастую в какой-то мере перекрывается затратами на питание вне его, в частности, растут расходы на посещение кафе. К примеру, в Великобритании люди тратят на посиделки в барах до 15% своих доходов, почти столько же в Германии. В Украине же пока сохраняется безразличие к общепиту – на посещение кафешек и перекусы на ходу мы выделяем не более 2% расходной части своего бюджета.

На чем еще экономят украинцы по сравнению с более благополучными европейцами, так это на культурном отдыхе. На него мы тратим всего 2%. Меньше нас за культуру и отдых в Европе платят только… молдаване, у которых уровень жизни еще ниже – 0,9%. А самыми большими любителями культуры в Европе оказались австрийцы: 12,8% семейных расходов уходит на культурные мероприятия. Зато в вопросе любви к сигаретам и алкоголю мы вполне на европейском уровне – 3,5%.

Что касается других отличий в структуре расходов, то, по словам Александра Жолудя, в Европе выше доля коммунальных расходов (20–30% против наших 10–15%) и расходов на транспорт (в среднем 15% в Европе и 4,3% у нас).

В отличие от европейцев, мы едим больше хлеба и картофеля. В 2013 году мы потребили 112 кг хлебопродуктов в среднем на «один рот». При этом считается, что рациональная норма потребления таковых – 101 кг. Для США или, например, Германии этот показатель составляет около 90 кг, а для Австрии вообще меньше 80 кг. Не слишком весело у нас и с молокопродуктами. За год мы потребляем их около 235 кг, при этом минимальной нормой считается 280 кг в год. Для сравнения, на среднестатистического немца в год приходится около 440 кг молока и продуктов из него, а среднестатистический англичанин потребляет 241 кг молочных продуктов, итальянец – 256 кг, а американец – 270 кг.

Хотя наша структура потребления еще очень сильно отличается от таковой в развитых странах, изучение ее динамики показывает, что она движется в сторону сближения с евростандартами. «Если мы сравним ситуацию даже с 2000-м, то увидим, что пусть и не быстро, но украинцы все же начинают превращаться в европейцев с точки зрения структуры затрат и привычек», – говорит Александр Охрименко.

Например, с 2000 года в полтора раза выросло потребление мяса. Почти на треть больше мы стали есть рыбы. А это, по словам Александра Охрименко, еще один признак того, что общество становится цивилизованным. Рост был бы еще больше, не вмешайся кризис.

Так же волнообразно вели себя и объемы потребления молочных продуктов, поэтому с 2000 года они выросли всего лишь на 15%. Впервые рост потребления молочных продуктов после спада в 2008 году был отмечен только в 2011-м, в 2013-м он продолжился – 15,8%.

Кроме того, как указывает Александр Жолудь, внутри этого сегмента произошли заметные сдвиги в сторону более дорогих молочных продуктов – сыров и йогуртов. Так, в 2013 году потребление йогуртов и молочных десертов в Украине выросло в натуральном выражении на 25%. Это при том, что традиционные молочные продукты заметного роста не показали.

С 2000 года выросло и потребление фруктов в Украине на 90%. Согласно данным Госстата, их мы съедаем (вместе с орехами) около 45 кг в год при норме 68 кг. А вот в США – 110 кг, в Великобритании – около 130 кг, во Франции – около 120 кг, а в Италии вообще полтора центнера.

КСТАТИ

Сухие завтраки идут на ура

Каждый восьмой украинец регулярно ест мюсли, хлопья или каши быстрого приготовления. Но в первую очередь это заслуга иностранных компаний, которые смогли на некоторых заводах Украины наладить производство сухих завтраков высокого качества.

Как отмечают аналитики компании Pro-Consulting, общий объем рынка сухих завтраков в Украине в 2013 году достиг показателя в 58 тыс. т, при этом около 60% продукции было произведено в Украине. Однако стоит отметить, что доля заграничной продукции увеличивается из года в год. Для сравнения, еще в 2010 году импорт не превышал 10%, тогда как в 2013 году составил более 40%. В структуре импорта сухих завтраков в разрезе стран лидерами являются Германия и Польша. В 2013 году их общая доля была на уровне 56%. На третьем месте находилась Финляндия с долей рынка 14%.

Следует также отметить, что часть продукции, произведенной в Украине, идет на экспорт. Странами-лидерами в покупке украинских сухих завтраков являются Россия, Молдова и Беларусь. На их долю по итогам 2013 года приходилось около 60%, но основными рынками сбыта для украинских производителей являются страны СНГ.

В целом же, ситуацию на украинском рынке сухих завтраков можно считать благоприятной. В последние годы отмечался рост производства и, соответственно, потребления.

материал: Неля Холодная

материал размещен 12 марта 2014 в 15:03, просмотров: 57

По теме

 
 

Оставьте ваш комментарий

Войдите или зарегистрируйте уникальное имя и аватар!

Правила комментирования

картинка с кодом другая картинка

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Сегодня смотрят

опрос

Спасибо за Ваше мнение!

Все опросы

Автовзгляд


Womanhit.ru

Охотники.ру

 

Партнеры