Премьер без примеров

Арсений Яценюк уже год возглавляет правительство Украины

В западном образовании популярно изучение «кейсов» — примеров успешной деятельности в той или иной сфере. Хотя Арсений Яценюк уже год работает премьер-министром нашей страны, предъявить обществу свои достижения у него пока не получается.

Яценюк возглавил правительство после бегства Виктора Януковича, став единственным из лидеров оппозиционного Майдана, кто непосредственно оказался во власти. Во время Революции Достоинства его неоднократно обвиняли в нерешительности. Работа премьером давала возможность политику проявить свои лучшие качества. Команду, сформированную из представителей политических партий и выдвиженцев Майдана, Яценюк назвал «правительством камикадзе». Год спустя портфели в Кабинете министров сохранили преимущественно выдвиженцы Арсения Петровича, в частности министры внутренних дел и юстиции Арсен Аваков и Павел Петренко.

В июле минувшего года премьер, возмущенный отказом парламентариев поддержать правительственные инициативы, демонстративно подал в отставку, но она не была принята законодателями. В заметно обновленном после парламентских выборов Кабмине появились министры-варяги, лишь недавно ставшие обладателями украинского гражданства. До первого отчета по поводу 100 дней работы им осталось немного времени, премьеру же пришлось отчитываться первому.

Глава правительства отметил год пребывания в этой должности интервью украинским журналистам, в котором рассказал, что стабилизация может наступить в 2016-м, а нынешний год просто необходимо пережить. В ходе заседания правительства 28 февраля Арсений Яценюк признал, что у власти нет средств для повышения зарплат и пенсий — значительные затраты уходят на содержание и перевооружение армии. Почему правительство не стимулирует возвращение денег из офшоров, куда ежегодно утекают миллиарды долларов, остается загадкой, ведь экономическое положение Украины сегодня критическое. Премьер-министр часто и охотно говорит о своей решимости надавить на олигархов, но дальше слов дело пока не идет.

В своих публичных выступлениях Яценюк не открывает Америку — о ситуации в стране люди знают по ценам в магазинах и платежкам на жилищно-коммунальные услуги. А за прозрачными намеками на необходимость отставки председателя правления Национального банка Валерии Гонтаревой можно увидеть попытку снять с себя ответственность за развал экономики страны, хотя в парламентско-президентской республике именно премьер отвечает за экономику.

Уже в качестве премьер-министра Арсений Яценюк оформил политический развод с партией Юлии Тимошенко «Батьківщина», вернувшись к привычной «фронтовой» сущности. Ведомый им наскоро слепленный «Народный фронт» провел агрессивную и недешевую избирательную кампанию, занял первое место по партийным спискам, чем позволил своему лидеру остаться на посту главы правительства. Правда, соратники то и дело «радуют» Арсения Петровича недальновидными заявлениями и поступками.

В отличие от отношений между Виктором Ющенко и Юлией Тимошенко нынешние главы государства и правительства на людях предпочитают отношения не выяснять. Арсений Петрович пару раз упоминал, что за закрытыми дверьми он может дискутировать с Петром Алексеевичем на повышенных тонах, но на людях отношения и политиков, и ведомых ими партий напоминают брак по расчету, в котором случаются размолвки, но верх берут резоны взаимного сосуществования.

Поскольку внешняя политика является прерогативой главы государства, премьер старается не злоупотреблять зарубежными визитами. В последний раз готовность летать эконом-классом Яценюк продемонстрировал во время посещения Берлина, в начале января, где позволил себе смелое сравнение на тему оккупации Россией Германии и Украины.

Яценюк охотно агитирует западных инвесторов вкладывать средства в модернизацию украинской ГТС. Соратники премьера любят с таинственным видом говорить, что Запад дает деньги «исключительно под Арсения».

Вызовы, стоящие перед Украиной, беспрецедентны, и никто из предшественников Арсения Яценюка не оказывался в подобном положении. Однако у премьера в распоряжении есть коалиция «Европейская Украина», кичащаяся наличием в её рядах конституционного большинства парламентариев. Почему тогда пробуксовывает законотворчество, остается загадкой. Об одном можно сегодня сказать четко: при всех недостатках Яценюка-премьера очереди из желающих занять его кабинет не наблюдается, и появится она только в случае положительных изменений в украинской экономике.