Увы, никто не заработал

Рознице не удалось заработать на новогоднем ажиотаже. Украинцы экономили даже на распродажах

Надежды торговцев пополнить финансовые запасы на новогодних праздниках рухнули. Люди не покупали не только деликатесы, но и сыры, колбасы, шпроты. Потребители практически оставили без внимания импортные алкогольные напитки, красную икру и даже шампанское. Отказывались от новых новогодних игрушек, искусственных елок, иногда приобретая лишь символ года — сувенирную Козу да настенный календарь.

Такого давно не помнят, поскольку в последний месяц года продажи традиционно возрастают как минимум на 35%. В наступившем году руководители сетей также не ожидают увеличения продаж. Поэтому большинство ритейлеров будут элементарно бороться за выживание: сокращать издержки, избавляться от некоторых точек и расширять свой ассортимент за счет социальных групп товаров.

«За четыре недели декабря продажи товаров, обычно востребованных на новогодние праздники, снизились в два раза в количественном выражении по сравнению с тем же периодом прошлого года, — рассказал коммерческий директор сети «Пакко» Сергей Шавлукевич. — Например, с начала декабря импортных алкогольных напитков реализовано в три раза меньше, шампанского и икры — в два раза, шоколадных подарков для детей — на 40% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Самым низким спросом пользовались новогодние украшения и елки: их продажи сократились в пять-шесть и более раз».

Пессимистичные тенденции подтверждают и производители. Например, по словам коммерческого директора украинской алкогольной компании «Олимп» Яна Максимовского, в декабре в натуральном выражении продажи упали на 12% по сравнению с предновогодним периодом 2013 года. Стоимость растет, поскольку цены на комплектующие (колпачки, этикетки, элементы стеклотары) увеличиваются с каждым днем из-за девальвации гривны.

По итогам года алкогольный рынок просядет на 20%, прогнозирует генеральный директор алкогольного холдинга «Баядера Групп» Сергей Величко. Основной объем продаж, по его словам, приходится на продукцию по индикативным ценам. Согласно его ожиданиям, заработок производителей алкоголя в текущем году будет значительно ниже, чем в предыдущем, поскольку уровень цен и покупательная способность не поспевают за ростом фискальной нагрузки на отрасль.

Подобные тенденции наблюдаются и в сегменте непродовольственной розницы. Продавцы бытовой техники и электроники надеялись, что резкая девальвация национальной валюты подтолкнет покупателей к приобретению их товаров. В середине декабря оживление действительно наблюдалось – народ покупал телевизоры, стиралки, холодильники и тостеры. Но из-за того, что резко поднялись цены, спрос быстро достиг своего пика и стал стремительно падать. По данным руководителя группы управления ассортиментом сети «Эльдорадо» Вячеслава Склонного, за три недели декабря в рознице продано на 10% меньше техники в количественном выражении, чем за то же время в 2013-м.

Не спешат украинцы обновлять и гардероб. Генеральный директор группы компаний «Ультра» Андрей Макаров отмечает, что с 1 декабря в сети было реализовано в 4 раза меньше товаров.

Сувенирный рынок поддержал общую тенденцию, особенно в рекламной отрасли. Производители очень долго ждали начала праздничного сезона. «Обычно в нашей отрасли сезон начинается в сентябре, однако в этом году заказы начались ближе к концу ноября. Пришло осознание, что партнеров все равно нужно поздравлять», — объясняет исполнительный директор Ассоциации производителей и импортеров рекламных сувениров Украины Наталья Волошина.

Главная причина общего сокращения продаж — повышение цен. Одежда и обувь с начала года подорожала на 40–70%. У многих потенциальных покупателей заканчиваются деньги, и неизвестно, когда выдадут зарплату в январе. По оценкам специалистов, сувенирная продукция в среднем поднялась в цене на 30%, однако был рост даже на 50–100% на некоторые виды товара.

Экономист Клавдиевской фабрики елочных игрушек Марина Михалко считает, что себестоимость продукции повысилась из-за девальвации гривны. По ее словам, краски, стекло и оборудование завозятся на производство из-за границы, поэтому в торговых сетях сейчас эта продукция в среднем на 20% дороже по сравнению с прошлым годом.

Свое мнение относительно патовой ситуации в торговле высказал глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак: «Объективно перед Украиной закрывается большой российский рынок, правда, открывается европейский. Но компенсация несимметрична, потому что на европейском рынке работает в основном аграрный сектор». По словам эксперта, если возможности Украины на внешних рынках сократились, то необходимо искать компенсацию на внутреннем, «но для этого надо выбрать стратегию не затягивания поясов, а прямо противоположную. Нужно дать людям больше денег, особенно менее обеспеченным слоям населения. Именно они сразу же эти деньги инвестируют в украинскую экономику. Люди деньги тратят, на сбережения у них ничего не остается. Украинцы потратятся на транспорт, услуги связи, продукты питания, а это всё отечественное. Наиболее уязвимые украинцы — это тот внутренний резерв, который мы можем активизировать, стимулируя потребление, чтобы розничный оборот торговли не снижался, а увеличивался».