Профессор Дмитрий Янковский: с микробами на "вы"

Ученый-микробиолог с большим практическим стажем

Триумфы на фоне поражений. Что дальше?

В начале минувшего века эмбриолог, бактериолог и иммунолог Илья Ильич Мечников трудился в Париже, в Пастеровском институте. После шестидесяти, когда начались нелады со здоровьем, чтобы восстановить силы, прибегнул к элементарному и вечному, как сама жизнь, кисломолочному эликсиру на основе "болгарской палочки". По научной терминологии, лактобацилл — из бактериального мира обеспечивающих сбраживание молока, характерного для быта Балкан.

Эффект оказался разительным. На основе "болгарской палочки" Илья Мечников разработал первый бактериотерапевтический продукт "Лактобациллин", который предложил использовать для подавления гнилостных процессов в кишечнике. Фактически это был первый специально полученный пробиотик — бактериальный защитник жизни.

В 1916-м, столетие назад, Мечников скончался вдали от родной Харьковщины. Ему исполнился 71 год, и по крайней мере несколько плодотворных лет в трудах для человечества ему обеспечили именно пробиотики. Мысль об их исключительной роли можно считать важным мечниковским заветом.

Одну из своих работ ученый озаглавил — "Этюды оптимизма". Оптимизм в отношении пробиотиков постепенно укреплялся, молочнокислые смеси для грудных детей на их основе вошли в 20-х годах в обиход цивилизации. Велись исследования роли пробиотиков для нормальной жизнедеятельности человека.

Но в 1929 году появился первый антибиотик — пенициллин. Это изобретение Александра Флеминга на основе селекционирования микробов окрылило медицину, отодвинув пробиотики в тень. Вместе с тем бум антибиотиков нарастал — стали создаваться специальные производства, такие, к примеру, как Киевский пенициллиновый завод. Бесконтрольное применение антибиотиков, нередко даже на всякий случай, стало повсеместным.

И вдруг этот мир, казавшийся таким устойчивым, взбунтовался. Микробы, ранее лишь условно патогенные, начали проявлять болезнетворность. Ряд новейших средств оказался бездейственным по отношению к бактериальным носителям воспаления вследствие быстрого формирования антибиотикоустойчивости.

Становилось ясно, что с этим биологическим титаном внутри нас нужно обращаться только на "вы". Ведь активный процесс содружества человека с необходимым бактериальным прикрытием начинается с первых моментов рождения, и этот невидимый каркас микробиологических пленок — единственно важный аккредитив здоровья.

Но как его возродить? Эти искания и предпринял в Киеве ученый-микробиолог с большим практическим стажем и научным кругозором Дмитрий Станиславович Янковский, ныне доктор биологических наук, профессор, лауреат премий имени И.И. Мечникова и Д.К.Заболотного НАН Украины. Уже на старте работы интуиция привела его к выводу: в ХХІ веке жизненно необходимы мультипробиотики, инновационные симбиотические команды микробов здоровья. Союзниками и единомышленниками энтузиаста в его первоначальных исследованиях стали видный украинский микробиолог международного уровня, академик НАН и НАМН Украины Владимир Павлович Широбоков и эрудит в сфере промышленной микробиологии кандидат технических наук Галина Семеновна Дымент. Что же предложил миру этот научный триумвират?

Рукотворное чудо Большой Вильшанки

Все возникает и укрепляется не сразу и не вдруг. Первые порции мультипробиотиков — результат целенаправленного селекционирования бифидобактерий, лактококков и лактобацилл в объединении с пропионокислыми бактериями и другими позитивными невидимыми живыми "гераклами" микробного мира — должны были после большого цикла экспериментальных исследований на животных обрести и первоначальное клиническое благословение. А это всегда Рубикон…
Но тут произошло нечто замечательное. Провидца в формировании нового класса пробиотиков энергично поддержала видный ученый и врач-педиатр, академик АМН СССР, НАН и НАМН Украины Елена Михайловна Лукьянова — многолетний директор Института педиатрии, акушерства и гинекологии, одна из самых горячих защитниц здоровья детства.

В проверку лечебных свойств "Симбитера" и его аналогов включились ведущие клиники института. И оказалось, что новинка оправдывает себя при самых различных болезненных синдромах у малышей, вплоть до ревматоидных атак. Не говоря уже, разумеется, о кишечных катастрофах инфекционного плана, когда нужно, в прямом смысле слова, спасать младенца. Иначе говоря, энтузиастам нового раздела клинической микробиологии открыли научный светофор.

А дальше предстояло самое трудное — материализовать идею, сделав ее достоянием всех. Но быстро только сказка сказывается. В нашем случае была и научная поддержка, и словесная, но не было главного — финансовых ресурсов. И Дмитрию Янковскому не оставалось ничего другого, как взять всю ношу на себя. За несколько лет ему удалось выстроить, по сути, не имеющий аналогов микробиологический промышленный цикл! Так в селе Большая Вильшанка на Васильковщине возник свой индустриальный колорит. Хотя на самом деле это не такое уж и большое село.

И вот мы вместе с Дмитрием Станиславовичем переходим из цеха в цех выстроенного им пула зарождения, дозревания и дозировки оригинальных микробиологических изделий. Важно подчеркнуть: это, очевидно, единственные в мире композиции живых, а не модифицированных, то есть прошедших глубокое замораживание, бактериальных семейств, характерное для импортных пробиотиков. Сложный цикл осуществляется с использованием новейшей, нередко впервые применяемой в промышленной микробиологии компьютеризированной аппаратуры. Святая святых этого уникального конвейера — абсолютная стерильность на всех этапах производства.

Работать в составе инновационного предприятия научно-производственной компании "О.Д. Пролісок", созданного умом, сердцем и энергией профессора Янковского, престижно да и экономически притягательно. Но это еще и ответственная миссия всей команды с ее пониманием и особых свойств продукции, и особенных требований к ее качеству. Кадры — в основном местные и из окрестных школ. Дмитрий Станиславович, по сути, сумел увлечь молодежь своими "вертикалями" реальности. Конечно же, потребовалось обучить персонал азам микробиологии, но игра, как говорится, стоила свеч. Подопечные Галины Дымент, осуществляющей научно-техническое руководство тихим резервуаром жизнедеятельности, успели дорасти до настоящих мастеров своего дела.

Ради жизни на земле

Ставка академика Елены Лукьяновой на увлеченность и талант профессора Янковского оказалась беспроигрышной. А минувшей весной в Институте педиатрии, акушерства и гинекологии НАМН Украины состоялся представительный круглый стол на тему "Современные подходы к использованию отечественных мультипробиотиков в медицине".

Интереснейшее своими актуальными для здравоохранения перспективами обсуждение накопленного опыта в украинском пробиотическом ренессансе инициировал видный врач-педиатр, академик НАМНУ, директор ИПАГ, президент Ассоциации детских врачей Украины Юрий Антипкин. Форум опытнейших ученых и врачей-педиатров, неонатологов, акушеров-гинекологов, микробиологов открыл, по сути, "второе дыхание" мультипробиотикам как в лечении дисбиозов, микробного дисбаланса в организме, так и в их профилактике. "В современном мире, отягощенном стрессовыми нагрузками и неблагоприятной окружающей средой, решить проблему здоровья рассвета жизни, причем с обеспечением дальнейшего здорового образа жизни и активного долголетия без внедрения комплексного подхода к формированию микробиома — микробной экологической системы, невозможно", — говорится в резолюции круглого стола.

И еще два основополагающих тезиса: "Становление человека происходило и происходит с участием микроорганизмов. Их роль демонстрируется прямым влиянием на все аспекты жизни: от обменных и пластических процессов до психологических и социальных гарантий благополучия личности. К пробиотикам этой направленности относятся специальные добавки и продукты, содержащие живые клетки исцеляющей микрофлоры, которые, при их использовании, осуществляют комплексное позитивное воздействие на физиологические, биохимические и иммунные реакции организма человека на основе оптимизации и стабилизации его нормальной микрофлоры. Это позволяет нам рекомендовать применение отечественных мультипробиотиков прежде всего в практической деятельности врачей общей практики, а также педиатров, акушеров-гинекологов и врачей иных специальностей".

Обращение это подписали доктора медицинских наук, профессора Ю. Антипкин, В. Широбоков, Т. Татарчук, Р. Моисеенко, Е. Шунько, С. Крамарев, С. Кривопустов, В. Бережной, О. Шадран, К. Непорада, Е. Муквич, доктора биологических наук Д. Янковский, Т. Береговая, кандидат технических наук Г. Дымент, кандидат медицинских наук доцент В. Мартынюк. Но это и слово к общественности!
Компания "О.Д. Пролісок" работает над новыми вариантами мультипробиотиков, но и уже имеющийся арсенал — три варианта "Симбитера", "Апибакт" и прочее — рекомендован прежде всего будущим мамам, чтобы обеспечить новорожденному, сразу вступающему в контакт с роженицей, жизнеутверждающую микробную флору биотопов — открытых пространств тела с их слизистой оболочкой. Да и при любых недугах матери и ребенка именно мультипробиотики, без преувеличения, становятся искомым страховым полисом здоровья.

Из глубины древних глин

Одной из новейших, а также обнадеживающих позиций в данном ключе является — в официальном обозначении — диетическая добавка, а, по сути, заслуживающее внимания новейшее лечебно-профилактическое средство "Смектовит". В биологическом прологе этого предупредительного гастротерапевтического "уникума" профессором Янковским и его коллегами творчески реализованы интереснейшие исследования о бентонитовых глинах одного из победителей полиомиелита в Украине, чей вклад в решение этой проблемы отмечен ВОЗ, заведующего кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии Национального медицинского университета имени А.А. Богомольца академика Владимира Широбокова. Это словно комментарий, понятно, отстраненный от текста Библии, где указывается, что на второй день бытия была образована твердь.

Тут необходимо сослаться на фундаментальный учебник "Медицинская микробиология, вирусология, иммунология" под редакцией Владимира Широбокова (2015 г.), где в заключительном резюме "Микробная летопись биосферы Земли" представлена версия В. Широбокова, Д. Янковского и Г. Дымент. "Считается, что при образовании Мирового океана основная масса воды находилась в основе гидратированных пород в связанном состоянии, — пишут они. — Появление кислорода в биосфере дало возможность для формирования способов получения энергии, основанной на глубоком окислении неорганических и органических соединений окружающей среды. Так возникли древние глины и прежде всего бетонит возрастом 500–800 миллионов лет".

Авторы новинки провели микробиологические исследования бентонитовой глины из месторождений на юге Украины. Уникальные образцы хранятся в лабораторных условиях, не допускающих контаминирования посторонней микрофлоры. И эта глина оказалась, вопреки толще лет, весьма обильно заселенной прокариотами и эукариотами — прототипами современных саногенных микробов, жизнедеятельность которых удалось восстановить!

С использованием этой "сверхглины" и был синтезирован "Смектовит". Его тоже выпускают в Большой Вильшанке. Основа пакетика — 492 мг бентонита. Средство обладает сорбционными, обволакивающими и ионообменными свойствами, способствуя, в свою очередь, нормализации микрофлоры кишечника. Так сомкнулось время…

"Людей неинтересных в мире нет — их судьбы как истории планет" — написал однажды поэт. Таковы, если вдуматься, судьба и провидение профессора Дмитрия Янковского. Он подарил планете и прежде всего Украине практически безотказное средство для лечебной и профилактической медицины. И вместе с тем об этих работах известно мало: Государственная премия, в пылу конкуренции, на мой взгляд, их незаслуженно обошла.

Но профессор Янковский, и это следует подчеркнуть, в достаточно сложных сегодня экономических условиях не опускает руки. И опять-таки, чисто эмоционально, поскольку оставаться равнодушным невозможно, отметим: его вклад в оптимум поколений — это не имеющая заморских дублеров микробиологическая основа мультипробиотиков. По большому счету он, рыцарь без нимба и щита, ведет бой "не ради славы — ради жизни на земле".

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №43 от 18 октября 2016