Новый польский президент начинает большую игру

Украине необходимо оперативно выработать свое отношение к планам Анджея Дуды

13.08.2015 в 12:15, просмотров: 2059

Анджей Дуда вступил в должность президента Республики Польша, сделав ряд важных заявлений. Украине необходимо в кратчайшие сроки сформулировать своё отношение к ним, ведь Варшава остаётся последовательным адвокатом Киева в европейских делах.

Новый польский президент начинает большую игру

Польский президент высказался за более активное участие своей страны в процессе поиска путей урегулирования ситуации на Донбассе. Украине такой подход кажется выгодным, поскольку «нормандский формат» во многом себя исчерпал, а Россия не спешит переходить к любому алгоритму поиска путей стабилизации ситуации и от снабжения сепаратистов оружием и бронетехникой не отказывается.

Очевидно, что для Варшавы вопрос обеспечения безопасности в Европе становится ключевым. Основания для этого очевидны: экономика страны стабильно растет, не попав в волну недавней общеевропейской рецессии, а активность польских политиков в Евросоюзе заметна невооруженным глазом. Избрание Дональда Туска главой Европейского Совета одни расценивают как реверанс активности Варшавы в Старом Свете, другие называют его почетной ссылкой для лидера «Гражданской платформы» - партии, оппонирующей «Праву и справедливости». Польша все активнее заявляет о себе как о государстве, способном играть если не первую скрипку в европейских делах, то не теряться в общей массе.

Польша и в далекий уже межвоенный период пыталась создать конфедерацию от моря до моря – между Балтикой и Черным морем. Эта идея вписывается в реанимирование, пусть и в несколько иной форме, Речи Посполитой – государства, знаменующего собой расцвет польской политики. Напомню, что между Первой и Второй мировыми войнами пространство Европейского континента между Германией и Советским Союзом заполняли государства-лимитрофы – преимущественно небольшие страны, многие из которых управлялись авторитарными лидерами.

Предложенная Анджеем Дудой идея Балтийско-Черноморского союза выглядит продолжением взглядов Леха Качиньского – польского президента, погибшего вместе с представителями польской элиты в аэропорту под Смоленском весной 2010 года. Новый лидер Польши также представляет партию «Право и справедливость», стоящую на консервативных позициях. Еще одна характерная особенность «ПиС» – негативное отношение к России, и потому консолидация государств Междуморья выглядит логичной в условиях борьбы Варшавы за статус лидера государств Центральной и Восточной Европы. Не будем забывать, что Балтийско-Черноморский регион принято считать дугой стабильности нашего континента.

В любом интеграционном процессе роль его локомотива сопряжена с заметными трудностями, поскольку Польша далеко не единственное государство, стремящееся активно реализовать свой потенциал. Если даже опустить проблему складывания Балтийско-Черноморского паззла, можно вспомнить о других факторах, среди которых и непростые польско-литовские отношения, и наличие прокремлевского лобби во многих странах Центральной Европы, и реакция Германии – общеевропейского лидера, которому подобные инициативы Варшавы могут не прийтись по душе.

Украине в любом случае необходимо оперативно выработать свое отношение к планам Анджея Дуды. И дело не только в стремлении польского президента активнее играть роль миротворца на Донбассе. Без участия нашей страны Балтийско-Черноморский союз, способный стать общеконтинентальной дугой стабильности, вряд ли сможет появиться. Официальный Киев сегодня нацелен на европейскую интеграцию, а региональный проект – явление иного порядка. Но именно подобные шаги, не имеющие, на первый взгляд, стратегической перспективы, способны обеспечить необходимую размашистость внешней политики.