Украинцам обещают достойную жизнь на пенсии

В Украине запланировано введение накопительной пенсионной системы

21.05.2015 в 14:24, просмотров: 1802

Министр социальной политики Павел Розенко утверждает, что это принесет сплошные плюсы. По его словам, к 2017 году к накопительной системе будут привлечены 6 млн. человек. В ходе селекторного совещания Пенсионного фонда профильный министр отметил, что обязательной она будет только для граждан до 35 лет. Для людей постарше — добровольной.

Украинцам обещают достойную жизнь на пенсии

С 2017 года ставка взноса составит 2% и каждый последующий год будет увеличиваться на 1% до достижения к 2022 году 7%. В дальнейшем этот взнос останется неизменным. Накопленные пенсионные активы смогут наследовать родственники, если человек умрёт, не дожив до выхода на пенсию. Кабмин уже внёс в Верховную Раду законопроект о накопительных пенсиях.

К слову, общая сумма социальных отчислений работника и работодателя не изменится. Ее просто распределят на разные счета. Реформа предусматривает содержание пенсионеров и по уже привычной солидарной схеме.

Какие же новшества ждут украинцев в ближайшем будущем? В рамках пенсионной реформы Кабинет министров предлагает отказаться от системы специальных пенсий. Розенко сообщил, что Пенсионному фонду не хватает около 80 млрд грн для выплат пенсий в существующих сегодня размерах, поэтому реформирования пенсионной системы не избежать. Солидарная пенсионная система, доставшаяся Украине с советских времен, трещит по швам. Население стареет, работающих становится меньше, а пенсионеров больше, дефицит Пенсионного фонда растет.

Рассказывая о главных нововведениях, министр Павел Розенко не преминул упрекнуть предыдущие правительства в том, что они сильно затянули с внедрением накопительной пенсионной системы.

- Что должно измениться радикально?

- Для начала мы хотим реформировать систему специальных пенсий. Не должны обычным людям начислять пенсии по одному принципу, а VIP-пенсионерам — по-другому. Хотя допускаю, что государство оставит за собой право поддерживать представителей определенных профессий, например, учителей и врачей. Мы рассматриваем и создание так называемой профессиональной системы — негосударственного пенсионного страхования для определенных категорий служащих, планируем пересмотреть подход к специальным пенсиям в части пенсионного возраста и стажа. Есть люди, которые становятся пенсионерами в 45-50 лет, поскольку их профессии связаны с риском для здоровья. Мы понимаем их важность, но при существующей бедности пенсионной системы не можем позволить себе оставить все как есть. Подчеркну, что речь идет не столько о повышении возраста, сколько о повышении стажа.

- Опыт каких стран будет заимствовать Украина, реформируя пенсионную систему?

- К примеру, Польши. Там в конце 90-х была внедрена система индивидуальных пенсионных счетов, на которые каждый поляк отчисляет взнос с зарплаты. Часть этих денег идет в государственную Систему социального страхования (за счет этого пенсии получают люди, которые в новой системе поучаствовать не успели), другая — на счет открытых пенсионных фондов, которыми управляют частные компании. Внедрение такого механизма позволило Польше аккумулировать мощный инвестиционный ресурс для экономики. Но параллели проводить сложно. У нас любят говорить, что на одного работающего украинца приходится один пенсионер. Официально и тех и других в стране насчитывается по 13 миллионов. Но реально ситуация выглядит иначе: работающих около 17–18 млн, но из них только 13 млн легально платят взносы в ПФ. По данным социологов, 60% граждан, которым официально начисляется минимальная зарплата, признаются, что получают также зарплату в «конвертах».

- Ходят разговоры, что в недалеком будущем работающих пенсионеров вообще лишат пенсий, а не только «урежут» их часть?

- В странах ЕС понятия работающий пенсионер нет вообще. Люди делают выбор — или оставаться на службе, или выходить на пенсию. Но, безусловно, для украинцев такой вариант неприменим, поскольку прожить только на пенсию у нас сложно. Тамошние пенсии и украинские – это совершенно разные суммы. Вопрос о лишении работающих пенсионеров пенсий нельзя ставить резко. Но мы все же будем предлагать правительству это делать для определенных категорий пенсионеров. В основном тех, кто имеет специальные пенсии, — прокуроров, народных депутатов, судей. Либо они остаются на службе, либо получают статус пенсионеров.

- Очень многих волнует вопрос отмены льгот. Как будет с этим?

- Скажу сразу: единого подхода к решению вопроса о льготах нет. Мы будем действовать в трех направлениях. Во-первых, необходимо отменить неэффективные льготы. Не секрет, что у нас в действующем законодательстве есть много льгот, которые никогда не финансировались. Такие программы нужно убрать и честно признать, что эти льготы декларативные, а потом принять волевое решение и избавиться от обязательств, которые существовали только на бумаге, и мы никогда их не выполняли и выполнить не сможем.

Во-вторых, следует персонализировать каждого получателя льгот. Тогда государство сможет предоставлять именно те льготы, в которых человек реально нуждается. Например, право на бесплатный проезд имеют разные категории населения. Возьмем человека с пенсией в тысячу гривен с копейками, живущего в селе, куда даже автобус не доходит, и горожанина, получающего спецпенсию в размере 10 тысяч гривен, который ездит на метро два-три раза в день. Формально оба имеют право на бесплатный проезд. Но малообеспеченный селянин не использует свое право, а житель города, который от государства получает неплохую пенсию, льготой пользуется. И если перевести это в деньги, то получается солидная сумма. Мы понимаем, что изменения не сразу будут восприняты людьми. Но, с другой стороны, перевод транспортных льгот в денежный эквивалент позволит пользоваться не только общественным транспортом, но и частными маршрутками.

Что и говорить, инициативы вполне цивилизованные, европейские. Только вот смогут ли они быстро прижиться в бедной стране, где основная часть населения находится на грани выживания? Об этом сейчас идет активная полемика в СМИ среди экономистов и прочих экспертов в области социальной политики. Многие утверждают, что время для этого еще не пришло. Если резюмировать аргументы активных противников новой системы, то они выглядят примерно так.

Представьте себе, что в Украине введена в действие накопительная система, и работающие граждане перечисляют часть заработанных ими денег в накопительные пенсионные фонды (НПФ), чтобы получить их через 20–30 лет, когда выйдут на пенсию. И подумайте, что бы случилось с этими деньгами за минувший год! Деньги бы попросту «съела» инфляция. Напоминаю, годовая инфляция в феврале 2015 года составила 34,5%. При этом в государственных финучреждениях - Ощадбанке и Укрэксимбанке - ставки по депозитам равнялись максимум 19–20%, а в зарубежных банках и того ниже.

Можно оценить по приведенным цифрам, какие потери понесли бы НПФ в реальных деньгах (с учетом инфляции), если бы у нас функционировала накопительная пенсионная система. Также представим себе, что какие-то из НПФ разместили бы свои деньги в «Дельта-банке», «ВАБ-банке», «Форуме» и других, которые за истекший год стали банкротами. Как люди смогут получить в таком случае свои кровные пенсии?

К сожалению, других инструментов для размещения денег в Украине просто нет. Например, драгоценные металлы в 2014 году подешевели. А фондовый рынок у нас по-прежнему недоразвитый, да и риски там чересчур велики.

Ну а если рассматривать ситуацию в более длительный промежуток времени — например, 10 лет, то станет очевидным, что накопительная система пока неприемлема для Украины.

Потребительские цены с 2013 года выросли более чем в три раза. Но при этом средняя зарплата в январе 2014 года составила 3167 грн., - констатирует кандидат экономических наук, преподаватель международной экономики одного из столичных вузов Виталий Остроумов. - В таких условиях, чтобы не допустить через несколько лет реального обесценивания денег, перечисляемых гражданами на накопительную пенсию, НПФ должны обеспечить их размещение на таких площадках, где величина доходности не только не ниже, а намного выше текущей инфляции в Украине. Однако сделать это в обозримой перспективе практически невозможно. Вернуться к идее внедрения накопительной системы пенсий в Украине можно будет только тогда, когда годовая инфляция опустится до уровня не выше 5%. Однако нам не стоит надеяться на такую низкую инфляцию даже через пять лет.

Если правительство Украины планирует за пару десятков лет приблизить социальные стандарты к западноевропейским, то должно обеспечить в эти годы очень высокий — на 20–30% в год — рост номинальных доходов населения. А в таком случае инфляция не может быть низкой. Соответственно, приступать к введению накопительной системы пенсий в Украине можно будет тоже не раньше, чем через два десятка лет, а пока обходиться солидарной системой. Также не надо забывать, что Украина сейчас «лидирует» по уровню коррупции. Поэтому мошенники всех мастей обязательно слетятся к этим пенсионным фондам с банальной целью разворовать народные деньги. В итоге может получиться, что люди вложат сегодня 10 гривен, а через 20 лет получат назад всего 50 копеек.