Факультеты ненужных людей

В Украине массово увольняются преподаватели-пенсионеры

16.04.2015 в 13:12, просмотров: 1203

На ТВ мелькнул сюжет. В зоне боевых действий на Донбассе сняли окна и двери местной школы, отдав их армии – для обустройства пунктов наблюдения. Почин администрации – символ тех жертв, что взимает с народа Молох конфликта. Однако теперь он также стал олицетворением решений власти, вынужденность которых – мнимая, а эффективность – стремится к нулю.

Факультеты ненужных людей

Курьез: кандидатскую диссертацию, забытую в вагоне поезда, в камере потерянных вещей обозначили так: "Исписанная бумага – 2 килограмма". Что в известном смысле, конечно, правда. Но худо, когда сходный взгляд на духовные активы общества выказывает парламент – его "инвентарный" подход всегда обходится дорого.

Давно не новость – принятый Радой закон №2212 режет выплаты работающим пенсионерам на 15%. Интернет пестрит сообщениями о последствиях пенсионного новшества, напоминающими сигнал бедствия "SOS". Таким положение вещей, по сути, и является. Мы же из этой большой темы возьмём лишь один аспект – в силу его особой пагубности. Речь пойдёт о судьбе преподавателей-пенсионеров.

Согласно вступившей с 1 апреля норме, у самых высококлассных вузовских специалистов отбирают научные пенсии. Правда, лишь в случае, если они продолжают работать. То есть дух закона – скатертью дорожка! Учёные оскорбились и начали писать заявления об уходе. К примеру, в Одесском университете им. Мечникова заявления подали 45 профессоров и докторов наук, в Харьковском политехе – 130 человек, в университете им. Каразина – 62 преподавателя-пенсионера. Киевский политех покидают 123 учёных, сходная картина в Запорожье и Львове, Ивано-Франковске и Виннице. Только в Запорожском техническом университете заявления положили 220 человек. При этом, уверяют эксперты в области высшего образования, уходящая из вузов профессура – отнюдь не рвачи: многие из них работали на четверть или половину ставки, поэтому лишаться заслуженной спецпенсии с учётом нынешних цен на продукты питания и тарифы на коммунальные услуги люди просто не могут. Катастрофа! Молчат ли вузы? Нет. Скажем, Совет ректоров высших учебных заведений Одессы обращался в правительство с обоснованной просьбой отменить злую норму. Официальный Киев обращение проигнорировал. (Кабмин явно зрит зарницы новых дней и возвращаться к пройденному ему, должно быть, в лом.) Однако, видимо, придётся. Поскольку, во-первых, не может становиться практикой власти "пакетное" небрежение Основным законом страны. А Конституция, как знаем, напрочь исключает принятие законодательных актов, ухудшающих наличное благосостояние граждан. Закон же №2212 производит подобное действие почём зря, а, стало быть, является неоспоримо антиконституционным. И может быть признан таковым решением Конституционного суда, буде им получено соответствующее прошение.

Во-вторых, отрицательный эффект от нормы закона, касающейся работающих учёных-пенсионеров, нарастает как снежный ком, и её вздорность, надо думать, уже понятна даже авторам нормы. И в-третьих, меня вообще гложет фантастическое подозрение, что эту пакость придумали "хвостисты" – в отместку за муки в "застенках" своих былых институтов. Иначе чем объяснить такую жесть к преподавателям? Не заботой же о казне! Спору нет, наш выпотрошенный бюджет значительно "скупее стал в желаниях" и средствах. Но разве это повод принимать закон, провоцирующий вузовский Чернобыль? К тому же его гривневый привес весьма проблематичен.

Связь овчинки и выделки

Курды шутят, что милосердия не знают вода, огонь и правительство. Наше, как известно, обещало Брюсселю, что развернёт недетские либеральные реформы, и вот они грянули. Но то, что в пенсионной сфере родной кабминовско-парламентский Мориарти обнаружит Клондайк для бюджета именно в лице работающих пенсионеров, всё ж удивило. Ведь сколько слов до того было сказано о любви к народу! А тут расчёт простейший и просматривается без труда: не работающий пенсионер заметно ближе к гробу а, стало быть, и на его дожитие казна потратится меньше. Куда как эффективно! Но именно выгода в данном случае и вызывает большие сомнения. Особенно в среде учёных-преподавателей.

В Украине менее 17 тысяч докторов наук. Работающих пенсионеров из них – половина. Даже без калькулятора видно, что на восьми тысячах ушедших с вузовских кафедр, учёных советов и магистратур государство наварит паршиво. А ведь уйдут далеко не все. Да и работали они, как помним, в основном на половину, или на четверть ставки. Зачем же было огород городить?

Зато есть такой нюанс. Доценты, доктора наук и профессора высших учебных заведений – это же не только научно-преподавательский фундамент вузов, но и гарантия их лицензирования и уровня аккредитации, невозможных без маститых кадров. А понижение уровня аккредитации, в свою очередь – удар не только по престижу, но и по "цене" вуза. Ведь студенты, обучающиеся на коммерческой основе (в том числе иностранцы), платят, исходя из места, которое вуз занимает в топе учебных заведений Украины. Меньше профессуры, докторов наук – ниже рейтинг вуза, следовательно, жиже и его самофинансирование.

То есть, если здраво всё посчитать, то нива высшего образования от устранения из неё наиболее титулованных "сеятелей" проиграла даже в деньгах. Но кто их считал? Учёный мир как раз и возмутила эта беспардонность и неумность выбора работающих преподавателей-пенсионеров в качестве агнцев, принесённых на алтарь казне. Но казну-то в данном случае попросту надули – альтернативы-то несопоставимы!

К примеру, теневая экономика страны в 2015-м, согласно прогнозу номинального ВВП, составит около 900 миллиардов гривен! А, скажем, заработная плата в конвертах (не в последнюю очередь из-за ставки единого социального взноса) достигнет 300 миллиардов. Вот где истинное поле деятельности государственных мужей из парламента и правительства! А они ставят силки на учёных. Как в "Ревизоре": и верёвочка пригодится. Но отобранное у преподавателей-пенсионеров финансовое промилле наш бюджет не наполнит. А беду принесёт немалую. И опять-таки – где разум и справедливость? В этом и корень проблемы. Да, Украина в беде. Но почему одним – "национализация убытков", другим – пресловутые затянутые пояса? Олигархам – рефинансирование банков, остальным – законы лёгкого приготовления и взбесившиеся тарифы ЖКХ, ставящие людей на грань выживания… Не слишком ли много мы списываем на чрезвычайное положение? Да, война. Но рассуждения власти о патриотизме, заметил сатирик, это почему-то всегда разговор о том, почему мы должны жить хуже всех.

Наш поезд в огне

"Как ваши изыскания, – спросили как-то в Пентагоне видного учёного, – помогут обороноспособности страны?" – "Никак, – ответил тот, – но они сделают страну достойной обороны". Уже поэтому образование, наука и культура должны по степени внимания входить в Украине в сферу государственной безопасности. Ведь войны, утверждал ещё милитарист Бисмарк, выигрывают не генералы, а школьные учителя. А их святое дело подхватывают преподаватели вузов. Они образовывают, что имеет как минимум два значения, и второе из них – создают. Что? Класс просвещённых людей, которые даже в части массового поведения на порядок толерантнее, гуманнее и договороспособнее неучей. Доказано жизнью.

Так в чём же, кроме прочего, незаместимый урон для нации от ухода из активной деятельности преподавателей-пенсионеров? Они – неотъемлемая часть просвещенческой элиты, тех атлантов, что держат на своих плечах свод знаний, формирующих человека разумного. Преподавательская элита – не пережиток. Она – хранитель духа и традиции, за верность которым надо не пенсии срезать, а доплачивать. Ведь эти люди нужны обществу и государству больше, чем им самим нужен заработок. Юношество учить – не болты нарезать.

А ещё примите в расчёт само качество современных знаний. У человечества за плечами четвёртый технологический уровень – автомобили, самолёты, большая химия, тяжёлое машиностроение, пятый – электроника, компьютерная техника, грядёт шестой – биотехника, нанотехнологии, роботика. Так вот к этому уровню студентов наилучшим образом готовят именно увольняющиеся в запас "высоколобые", ощущающие связь времён и способные нащупать перспективные пути и темы. (Как и узреть тех, кому под силу развивать новые направления – среди молодых ведь бездарей не меньше, чем среди остепенённых). Вот почему утилизация сведущих и опытных наставников есть вредительство, прикрытое лозунгом экономии средств, едва различимых в бюджете. Полный эффект от этой ошибки проявится, конечно, с немалым лагом, но менее вредоносной она от этого не станет. И тут возникает знакомый вопрос: что делать?

Известна светлая радость манипуляторов "от купюр": "Поезд ушёл!". Мол, поздно, падре, пить "боржоми". Так вот, не поздно! Наши законы мы получаем не с небес – их конкретные головотяпы пишут резво, принимают спешно и в металле не отливают. Поправки для ВР – дело привычное. Парламентскую дурь надо убирать. И эта задача народным избранникам по силам. Тут, как всегда, нужна политическая воля. И её вектор в этом вопросе будет весьма показателен – что мы на самом деле выбираем: путь справедливых экономических преобразований или политику обираловки, при которой крайними оказываются те, кто не станет собирать Майдан. Это нечестная социальная политика. В интеллектуальном смысле она ничтожна, а в государственном – бездарна и, уж простите, тупа. Одно спасение – поправима. Причём волею тех, кто её и благословил. А потому, господа под "куполом", проявите радение и отмените акциз на труд учёных-преподавателей. Верю: "спасибо вам скажет сердечное" наш терпеливый, но чуткий народ. Время не ждёт.

Не спят, к счастью, и некоторые из депутатов. На днях стало известно, что корифеев в вузах всё же попробуют сохранить путём принятия нового закона, оставляющего специальные научные пенсии в неприкосновенности. А там, глядишь, у правительства и парламента дойдут руки и до системных изменений в сфере, определяющей научный потенциал Украины. Но пока надо хотя бы вернуть старой гвардии так лихо у неё отобранное.

И последнее, футуристическое. Хотите – верьте, хотите – нет, но в стране, как ни странно, ещё остались профессора, твёрдо знающие, что это слово на украинском, равно как и на русском языке, пишется с одним "ф". Но увольняются они из вузов с пугающей быстротой. И если эта тенденция на понижение качества образования получит развитие, не успеем оглянуться, и среди молодёжи только единицы будут помнить, почему каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Вот я и спрашиваю: неужели нам и впрямь уже фиолетово, из чего состоит чудо радуги, а когда она, даст Бог, встанет над обновлённой страной, мы сможем лишь тыкать в неё пальцем неандертальцев? Будущее начинается сегодня!