Страхование и жизнь

В 2015 году в Украине планируется ввести систему обязательного медицинского страхования и дифференцировать оплату труда медиков

14.01.2015 в 15:01, просмотров: 1210

В конце прошлого года премьер-министр Арсений Яценюк заявил об отмене бесплатной медицины в Украине. Она у нас и так де-факто платная, резюмировал глава правительства. Нужно, дескать, срочно переходить на страховую медицину, гарантирующую гражданам качество медицинских услуг. Кроме того, не нужно будет платить в карман врачу – всё будет официально, как на Западе.

Страхование и жизнь

Следует отметить, что в большинстве высокоразвитых стран система государственного (общеобязательного) медицинского страхования не пользуется значительной популярностью в отличие от частной (Соединенные Штаты Америки) или добровольной (Япония, Германия, Франция) системы. Можно даже в какой-то степени утверждать, что сектор рынка добровольного страхования медицинских услуг за границей практически монополизирован частными структурами. На это есть своя веская причина – на Западе и в Японии основной задачей государства является лишь разработка кратковременных и долгосрочных программ развития медицины, а также контроль за их выполнением. Хорошо это или плохо? С одной стороны, в «карманы» частных страховых компаний в этой отрасли приходится класть больше средств, чем при отчислении средств на медицинское обеспечение в государственной системе. С другой — качество предоставляемых услуг выше. Поэтому неоспорим лишь факт: если располагаете достаточными средствами, частная медицинская страховка приемлема. В надлежащем выполнении медицинским работником своих обязанностей будут заинтересованы и представители страховой компании. Именно это условие улучшает качественные показатели медицины в целом.

На что же человек имеет право? Заключив договор о медицинском страховании, физическое лицо может рассчитывать на следующие преференции: право выбора медицинского учреждения, с которым у страховой компании заключен контракт о предоставлении соответствующих услуг; право выбора вида страховки (например, страховка может включать в себя предоставление только определенного вида лечения или же полного комплекса медицинских услуг — вплоть до покрытия расходов на сложные операции); право контролировать условия выполнения договора.

Страховая медицина, как показывает практика, существует преимущественно за счет налогообложения предпринимателей (отчисления из фондов зарплаты), заработков трудящихся (чаще всего в тех случаях, когда заключаются прямые договора между физическими лицами и страховыми компаниями) и средств государственного бюджета (что предусматривает более высокое налогообложение доходов).

Однако учитывая сегодняшние реалии, ни один из предложенных вариантов финансирования страховой медицины не будет приемлем. Предприниматели не поддерживают эту затею, поскольку постоянно увеличивается количество, а главное — размер налогов. Украинцы со средними доходами и уровнем жизни ниже среднего (по данным Госкомстата, это граждане с доходом меньше 2800 гривен, а их подавляющее большинство) просто не смогут «потянуть» после повышения тарифов на ЖКХ еще и страховку. А символические отчисления в сумме 50 грн. в месяц приведут к еще более «символическому» лечению.

Кстати, до сих пор на рассмотрении Верховной Рады Украины находится законопроект о введении страховой медицины. Он предусматривает распределение расходов на страховку следующим образом: 50% расходов берет на себя государство, 30% — предприниматели (читай — работодатели), 20% — сами работники.

А вот в Минздраве пока сомневаются в возможности ввести страховую медицину в коррумпированном государстве. Об этом в декабре 2014 года заявил Александр Квиташвили – министр здравоохранения Украины. По его словам, частные страховые компании не будут согласны работать в условиях финансирования украинской системы здравоохранения. Чтобы страховая медицина начала работать, необходимо провести реорганизацию сети больниц. Вначале должна быть реформирована сеть, затем налоговая система, чтобы работодатели получили возможность приобретать для сотрудников страховые полисы. При этом, по словам министра, сам он – сторонник сохранения именно государственных страховых программ. Целевая помощь должна оказываться тем, кто нуждается в ней — адресно.

Еще А.Квиташвили сделал акцент на дифференцированном подходе к оплате труда медицинских работников. А для этого придется разработать систему тарификации медуслуг. Так, в цену услуги будет входить стоимость использованных медикаментов и материалов, время врача, потраченное на прием больного или операцию/процедуру, а также коммунальные услуги. После того как цена на каждый вид услуг будет определена, выведут общие для всей страны цифры.

Плюсы и минусы добровольного медстрахования

К плюсам, безусловно, относится быстрота и простота оформления полиса – за 10 минут, достойное отношение к пациенту в случае наступления страхового случая. А также то, что страховую сумму выбирает сам клиент.

Страховые риски:

1. Острые (внезапные) заболевания.

2. Обострение хронической болезни.

3. Расстройства здоровья вследствие несчастного случая.

Недееспособные лица (по решению суда) не могут быть застрахованы по Добровольному медицинскому страхованию (ДМС).

Не подлежат страхованию:

• Больные тяжелыми нервными и психическими заболеваниями (нарушение мозгового кровообращения, опухоли головного и спинного мозга, эпилепсия, шизофрения);

• Граждане, которые находятся на учете в кожно-венерологических, туберкулезных, онкологических, психоневрологических, эндокринологических, наркологических и других диспансерах;

• Инвалиды 1-й и 2-й группы;

• Инвалиды детства;

• Беременные женщины;

• ВИЧ-инфицированные и/или больные СПИДом;

Больные тяжелыми (некомпенсированными) формами заболеваний (сердечно-сосудистой, нервной и других систем (и/или органов).