Увы, никто не заработал

Рознице не удалось заработать на новогоднем ажиотаже. Украинцы экономили даже на распродажах

08.01.2015 в 13:25, просмотров: 2157

Надежды торговцев пополнить финансовые запасы на новогодних праздниках рухнули. Люди не покупали не только деликатесы, но и сыры, колбасы, шпроты. Потребители практически оставили без внимания импортные алкогольные напитки, красную икру и даже шампанское. Отказывались от новых новогодних игрушек, искусственных елок, иногда приобретая лишь символ года — сувенирную Козу да настенный календарь.

Увы, никто не заработал

Такого давно не помнят, поскольку в последний месяц года продажи традиционно возрастают как минимум на 35%. В наступившем году руководители сетей также не ожидают увеличения продаж. Поэтому большинство ритейлеров будут элементарно бороться за выживание: сокращать издержки, избавляться от некоторых точек и расширять свой ассортимент за счет социальных групп товаров.

«За четыре недели декабря продажи товаров, обычно востребованных на новогодние праздники, снизились в два раза в количественном выражении по сравнению с тем же периодом прошлого года, — рассказал коммерческий директор сети «Пакко» Сергей Шавлукевич. — Например, с начала декабря импортных алкогольных напитков реализовано в три раза меньше, шампанского и икры — в два раза, шоколадных подарков для детей — на 40% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Самым низким спросом пользовались новогодние украшения и елки: их продажи сократились в пять-шесть и более раз».

Пессимистичные тенденции подтверждают и производители. Например, по словам коммерческого директора украинской алкогольной компании «Олимп» Яна Максимовского, в декабре в натуральном выражении продажи упали на 12% по сравнению с предновогодним периодом 2013 года. Стоимость растет, поскольку цены на комплектующие (колпачки, этикетки, элементы стеклотары) увеличиваются с каждым днем из-за девальвации гривны.

По итогам года алкогольный рынок просядет на 20%, прогнозирует генеральный директор алкогольного холдинга «Баядера Групп» Сергей Величко. Основной объем продаж, по его словам, приходится на продукцию по индикативным ценам. Согласно его ожиданиям, заработок производителей алкоголя в текущем году будет значительно ниже, чем в предыдущем, поскольку уровень цен и покупательная способность не поспевают за ростом фискальной нагрузки на отрасль.

Подобные тенденции наблюдаются и в сегменте непродовольственной розницы. Продавцы бытовой техники и электроники надеялись, что резкая девальвация национальной валюты подтолкнет покупателей к приобретению их товаров. В середине декабря оживление действительно наблюдалось – народ покупал телевизоры, стиралки, холодильники и тостеры. Но из-за того, что резко поднялись цены, спрос быстро достиг своего пика и стал стремительно падать. По данным руководителя группы управления ассортиментом сети «Эльдорадо» Вячеслава Склонного, за три недели декабря в рознице продано на 10% меньше техники в количественном выражении, чем за то же время в 2013-м.

Не спешат украинцы обновлять и гардероб. Генеральный директор группы компаний «Ультра» Андрей Макаров отмечает, что с 1 декабря в сети было реализовано в 4 раза меньше товаров.

Сувенирный рынок поддержал общую тенденцию, особенно в рекламной отрасли. Производители очень долго ждали начала праздничного сезона. «Обычно в нашей отрасли сезон начинается в сентябре, однако в этом году заказы начались ближе к концу ноября. Пришло осознание, что партнеров все равно нужно поздравлять», — объясняет исполнительный директор Ассоциации производителей и импортеров рекламных сувениров Украины Наталья Волошина.

Главная причина общего сокращения продаж — повышение цен. Одежда и обувь с начала года подорожала на 40–70%. У многих потенциальных покупателей заканчиваются деньги, и неизвестно, когда выдадут зарплату в январе. По оценкам специалистов, сувенирная продукция в среднем поднялась в цене на 30%, однако был рост даже на 50–100% на некоторые виды товара.

Экономист Клавдиевской фабрики елочных игрушек Марина Михалко считает, что себестоимость продукции повысилась из-за девальвации гривны. По ее словам, краски, стекло и оборудование завозятся на производство из-за границы, поэтому в торговых сетях сейчас эта продукция в среднем на 20% дороже по сравнению с прошлым годом.

Свое мнение относительно патовой ситуации в торговле высказал глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак: «Объективно перед Украиной закрывается большой российский рынок, правда, открывается европейский. Но компенсация несимметрична, потому что на европейском рынке работает в основном аграрный сектор». По словам эксперта, если возможности Украины на внешних рынках сократились, то необходимо искать компенсацию на внутреннем, «но для этого надо выбрать стратегию не затягивания поясов, а прямо противоположную. Нужно дать людям больше денег, особенно менее обеспеченным слоям населения. Именно они сразу же эти деньги инвестируют в украинскую экономику. Люди деньги тратят, на сбережения у них ничего не остается. Украинцы потратятся на транспорт, услуги связи, продукты питания, а это всё отечественное. Наиболее уязвимые украинцы — это тот внутренний резерв, который мы можем активизировать, стимулируя потребление, чтобы розничный оборот торговли не снижался, а увеличивался».