Год большого перелома

2014-й стал для Украины беспрецедентным

30.12.2014 в 13:57, просмотров: 1327

Пожалуй, еще никогда в новейшей истории Украина не несла столь масштабных потерь и не переживала более тяжелых испытаний. Сегодня сохранение независимости страны на политической карте мира – вопрос, на который положительный ответ дают далеко не все наблюдатели и эксперты. Но многое, как и прежде, зависит от каждого из нас.

 

Год большого перелома

Трагедия года – гибель Небесной сотни. Развитие событий на Евромайдане дает основания говорить о третьей силе, постоянно расшатывавшей ситуацию. 18–20 февраля стали черными днями для Украины, когда в рукопашных схватках в центре Киева сходились сотни протестующих и милиционеров, а десятки безоружных демонстрантов были хладнокровно расстреляны снайперами с господствующих высот в правительственном квартале. С тех пор по улице Институтской, где погибли наши соотечественники, сложно пройти без эмоций, это место стало квинтэссенцией самопожертвования и человеческих трагедий. К сожалению, следствие так и не дало ответ, кто виновен в гибели Небесной сотни, чем порождает у многих предположения о сговоре влиятельных представителей бывшей и нынешней власти.

Исчезновение года – бегство Виктора Януковича. Четвертый президент Украины не выдержал напряжения политического кризиса и покинул страну, несмотря на подписанное с лидерами оппозиции соглашение об урегулировании ситуации. И дело, как представляется, вовсе не в пламенной речи сотника Майдана Владимира Парасюка, впоследствии ставшего народным депутатом. Куда вероятнее, что Януковичем умело управляли из ближайшего зарубежья, как минимум с осени 2013-го, и в разгар событий на Майдане он получил сигнал на «эвакуацию». Бывший президент объявился в Ростове, откуда дал пару пресс-конференций, после чего ограничивался изредка письменными заявлениями. Вместе с патроном исчезли и десятки членов его политической команды...

Перезагрузка года – парламентско-президентская республика. Исчезновение Виктора Януковича дало импульс быстротечному развитию событий внутри Верховной Рады. Лояльное президенту-беглецу большинство развалилось, и нардепы оперативно превратили Украину в парламентско-президентскую республику, вручив бразды правления Верховной Радой Александру Турчинову.

Стоит отметить, что во многом благодаря новой политической модели сегодня в стране существуют две партии власти – президентская и премьерская, но главу государства до сих пор считают ключевым политическим игроком.

Экспресс года – президентская кампания. Впервые с 1991 года украинский президент был избран в первом туре. Им стал Пётр Порошенко, набравший 54% голосов избирателей и оставивший далеко позади остальных преследователей, из которых только Юлия Тимошенко сумела преодолеть 10-процентный барьер. Секрет успеха Петра Алексеевича прост: он прошел через Майдан вместе с тысячами других, но не ассоциировался с лидерами протеста. Порошенко оказался наиболее подготовленным в финансовом и организационном аспектах кандидатом. Он пообещал стране мир на Донбассе, но не смог этого добиться. В его адрес летит немало критических стрел, но нужно признать, что на долю пятого президента выпали беспрецедентные испытания. И еще одна особенность: уже полгода президентские рейтинги в Украине не обнародуются, поэтому судить о реальной степени популярности главы государства не представляется возможным.

Возвращение года – Юлия Тимошенко. Победа на Майдане позволила освободить из тюрьмы Юлию Тимошенко. Лидер «Батьківщини» оперативно примчалась в Киев, где ее речь не нашла отклика среди десятков тысяч протестующих. Похоже, Юлия Владимировна утратила политическое чутьё, в чём не рискует признаться даже самой себе. Участие в президентской и парламентской кампаниях не стало для Тимошенко триумфальным. Она вынуждена ждать подходящего момента, чтобы попытаться снова вернуться к рычагам управления страной.

Камикадзе года – Арсений Яценюк. В конце февраля 2014-го желающих возглавить исполнительную власть было немного, и Арсений Яценюк легко добился своего утверждения Верховной Радой на посту премьера. Со свойственным ему пафосом Арсений Петрович назвал свой Кабинет «правительством камикадзе», что не помешало некоторым членам Кабмина сохранить свои портфели после парламентских выборов. Да и сам Яценюк остался во главе правительства, более того – под угрозой отставки добился утверждения Программы его деятельности. К сожалению, лучше всего за минувшие 10 месяцев у наших министров получалось строить перспективные планы и просить кредиты у Запада, где понимают, что Украину нельзя оставлять наедине с её проблемами...

Ампутация года – захват Россией Крыма. После смены власти в Киеве «вежливые зеленые человечки», в которых трудно было не разглядеть российских военных, оперативно захватили административные здания в Симферополе и блокировали украинские воинские части. До сих пор продолжается дискуссия о том, почему наши военные не дали отпор. Версий немало, и истина, как представляется, лежит посередине: многолетняя служба рядом с россиянами из ЧФ, территориальный принцип формирования частей (в Крыму большинство граждан весьма лояльны России), общий дисбаланс системы управления войсками. В итоге Украина потеряла Крым практически без единого выстрела, а Федеральное Собрание России оперативно одобрило выраженное в ходе поспешного псевдореферендума стремление полуострова стать частью самого крупного государства в мире. Аннексия Крыма спровоцировала санкции Запада, возмущенного перекраиванием границ в послевоенной Европе.

Кривое зеркало года – кризис на Донбассе. Противники новой украинской власти неслучайно выбрали в качестве плацдарма Донбасс. Регион подвергался массированному информационному воздействию на протяжении нескольких лет, в нем практически не были представлены оппозиционные Януковичу силы и оставалась сильной память о собственной версии оранжевого Майдана 2004 года. В результате весной 2014-го там начали разыгрывать программу «Кривое зеркало», копируя события на столичном Майдане. Последствия оказались трагическими: после создания самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик на территории Донбасса развернулись боевые действия. Благодаря помощи России самопровозглашенные, но никем не признанные республики существуют и сегодня. Тысячи людей погибли, сотни тысяч были вынуждены покинуть свои дома. Регион напоминает глубокую рану, на заживление которой уйдут годы...

Катастрофа года – гибель «Боинга-777». Гибель возле Донецка лайнера «Боинг-777» «Малайзийских авиалиний» с 298 пассажирами на борту серьезно изменила общественное мнение в отношении конфликта на Донбассе. Если до катастрофы представители Запада были бесстрастно-равноудаленными к происходящему в Донецкой и Луганской областях, то убийство их сограждан (две трети пассажиров злополучного самолета имели голландские паспорта) не могло оставить руководителей ЕС и США безучастными. Россия тем временем продолжает плодить сообщения о причастности украинских ВВС к гибели лайнера. Интенсивность их появления связана с передачей международной комиссии тех или иных данных, способствующих установлению истины. Пока же можно утверждать, что гибель трех сотен пассажиров «Боинга» спасла Украину от толкования происходящего на востоке страны как «внутреннего конфликта».

Перерождение года – становление Вооружённых сил. В начале весны руководство Украины с трудом собрало несколько тысяч военных для прикрытия границы с Крымом. Но уже через полгода Вооруженные силы качественно переродились, стали лучше оснащены. Поражение под Иловайском в конце августа стало самой большой трагедией в новейшей истории украинской армии. Но сражение за Донецкий аэропорт доказало, что украинцам по силам противостоять превосходящим силам противника. Нынешний министр обороны Степан Полторак стал четвертым руководителем военного ведомства за неполный год и, похоже, имеет хорошие шансы остаться на своем месте довольно долго.

Ассоциация года – сближение с Европейским Союзом. Украинская власть в два приема подписала Соглашение об ассоциации с ЕС, но его полноценное вступление в силу было отложено до конца 2015 года. На сегодня Евросоюз в одностороннем порядке отменил ввозные пошлины на украинские товары, что позволяет отечественному бизнесу компенсировать потери российского рынка. Наряду с этим нужно отметить, что новое руководство Еврокомиссии все четче указывает украинским коллегам на необходимость проведения реформ, без которых о финансовой поддержке не стоит даже и думать.

Мобилизация года – приход иностранцев в правительство. В поисках рецепта проведения эффективных реформ Пётр Порошенко предложил нескольким иностранцам украинские паспорта и возможность работать в Кабинете Министров, сформированном после парламентских выборов. Американка Наталья Яресько стала министром финансов, литовец Айварас Абромавичюс возглавил Министерство экономики, а грузин Александр Квиташвили – Минздрав. Еще одна экс-гражданка Грузии, Эка Згуладзе, стала первым заместителем министра внутренних дел и намерена осуществить реформирование правоохранительных органов. В украинском обществе нет недостатка в диаметрально противоположных оценках этих назначений, но только практические результаты дадут оценку эффективности «новоукраинцев» с министерскими портфелями.

Надежда года – Надежда Савченко. Променявшая должность штурмана вертолета на место бойца батальона «Айдар» старший лейтенант Савченко летом оказалась в плену. Российские спецслужбы раскручивают спецоперацию по обвинению украинской военнослужащей в убийстве российских журналистов. Надежда получила масштабную поддержку на Родине, а партия «Батьківщина» сделала ее первым номером на парламентских выборах. Сегодня Надежда Савченко в статусе украинского парламентария пока остаётся в московском СИЗО.

Запрос года – новые лица в парламенте. Революция породила запрос на новые лица в политике, который был реализован во время досрочных парламентских выборов. Общественные активисты, журналисты и комбаты добровольческих батальонов разбавили старую политическую тусовку, и в 8-м созыве порядка 60% нардепов не имеют парламентского опыта. Но в данном случае не лишним будет напомнить, что досрочно распущенная Верховная Рада 7-го созыва по сравнению с предшественницей обновилась на две трети. Видимо, куда важнее изменение принципов работы законодательного органа.

Тенденция года – движение волонтёров. Именно добровольные усилия обычных граждан позволили ободрить сохранивших верность присяге украинских военных в Крыму, обмундировать мобилизованных ребят и продолжать их снабжение на протяжении последующих месяцев. На фоне масштабного государственного головотяпства и глубокого экономического кризиса действия миллионов украинцев выглядят настоящим подвигом, позволившим спасти страну от распада и бесчестья.