Испытание демократией

Почему лихорадит «партии Майдана»?

13.11.2014 в 13:09, просмотров: 1116

Молодые политические проекты, выгодно отличавшиеся от старых партий задором и готовностью к диалогу с избирателями, один за одним переживают кризис в своих рядах? В чём не сошлись молодые и перспективные?

Сообщение о конфликте в рядах партии «ВОЛЯ» удивило многих, ведь она была создана совсем недавно, но успела заявить о себе. Несколько представителей этой политической силы были избраны в Верховную Раду по спискам объединения «Самопомощь». Нормы избирательного закона не позволяют членам одной партии баллотироваться в списках другой, поэтому Егор Соболев со товарищи были формально беспартийными.

Радость по поводу получения депутатского мандата оказалась недолгой – выяснилось, что Соболев, имеющий самое непосредственное отношение к принятию Закона «Об очищении власти», больше не контролирует партию, у истоков создания которой стоял. С недавних пор в партии «ВОЛЯ» единолично управляет Юрий Деревянко, ставший второй раз подряд парламентарием по мажоритарному округу на Ивано-Франковщине. Интересный нюанс – он баллотировался как представитель оказавшейся в центре скандала политической силы. И сегодня именно этот одномандатник заполучил права на политическую силу, родившуюся из инициативы гражданских активистов. При этом Деревянко не скрывает собственного стремления создать депутатскую группу в новом парламентском созыве и не горит желанием пополнять ряды фракции «Самопомощи».

В истории взаимоотношений Деревянко и Соболева сегодня немало различных версий, но наиболее правдоподобной выглядит следующая. «Люстрационный» закон важно было лоббировать непосредственно в Верховной Раде. Юрий Деревянко в 7-м созыве не только последовательно оставался внефракционным депутатом, но и обладал необходимым финансовым ресурсом. Если учесть, что закон «Об очищении власти», по большому счету, является инструментом вытеснения старых партий, ситуативный альянс молодых политиков выглядел весьма логичным. Собственно, как и стремление каждого из них вести свою игру после получения депутатских мандатов. Деревянко, видимо, оказался прагматичнее Соболева и воспользовался выгодной для себя ситуацией.

Кадровые проблемы переживает и «Демократический альянс», не сумевший стать парламентской партией в объединении с «Гражданской позицией», но претендующий на статус «партийной совести» молодых избирателей, не равнодушных к политике. Действия лидера этой политической силы понравились далеко не всем его соратникам, и ряд заметных фигур покинули партийные ряды.

К сожалению, случаи неожиданной смены лидера нецивилизованным путем и прочие национальные особенности партийного строительства трудно назвать исключением из правил. Досадно, что подобные процессы происходят в новых партийных проектах, позиционирующих себя как «партии Майдана». Их представители, активно оппонировавшие режиму Виктора Януковича, в условиях ослабления давления со стороны власти оказались участниками ярмарки тщеславия.

Если рассматривать проблему безотносительно от персоналий, следует признать, что произошедшее с партиями «ВОЛЯ» и «Демократический альянс» создает серьезную проблему при переходе к избирательной системе по открытым партийным спискам, в приверженности которой любят клясться украинские политики. Если случаи лидерского диктата и партийного рейдерства происходят в молодых политических силах, то чего тогда ждать от проектов, изначально воспринимавшихся как средство достижения цели? Похоже, переходу к избранию Верховной Рады по партийным спискам должен будет предшествовать процесс перезагрузки политической системы страны, в которой уже более 200 партий…